вход

хроника

клуб

корзина

мейл

Тимченко Виталий

П О ТУ СТОРОНУ БЛАГОГОВЕНИЯ ПЕРЕД ЖИЗНЬЮ

( ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ОЧЕРК )

Предисловие (вариант 1)

I часть - Описание того беспрецедентного , что сделал Альберт Швейцер.

II часть - Разгадка личности этого человека.

III часть - Резюме учения Швейцера о любви.

Статья об Альберте Швейцере - одном из величайших людей 20 века, любовная деятельность которого не имеет аналогов во всей истории.

Статья о том, что может совершить один человек.

Статья о самом деловом, самом крутом человеке.

Статья о человеке, который считал себя настолько сильным , что ничего не принуждал делать других, но сделал все сам.

Статья о мужчине , который стоял 90 лет!, который почти всю жизнь спал по 4 часа!, который почти никогда не болел!, который умственную и телесную деятельность продолжал до самой смерти!, и который человеческих жизней спас столько, сколько другие Люди уничтожают!

Статья о человеке, который помог политикам помешать началу атомной войны.

Статья о человеке , который был философом, теологом-атеистом, музыкантом-органистом, музыковедом, органоведом, проповедником, лектором (не Ганнибалом), а также врачом в африканских джунглях, добровольно и бесплатно лечившим там диких и нищих Габонцев!

Статья о человеке, в котором преступники Западного мира видели свое алиби.

Статья о человек, который не мнил, будто мир ему что-то должен, но сам обогащал этот мир.

Статья о философе , который не учил людей тому, что не делал сам.

Статья о человеке, которому завидовали как великие теоретики, так и великие практики!

Статья о человеке, чья жизнь вызывает изменения в жизни смелых людей - они перестают быть инфантильными, слезают с чьих-то шей и становятся на свои, человеческие ноги.

Статья о человек, который кое-что знал о нас, людях, но что знаем о нем мы!?

Предисловие (вариант 2)

Три вещи отличают данный текст от других текстов об Альберте Швейцере, созданных в СССР и СНД:

•  такое формулирование сущностей деятельности, личности и учения Швейцера, что эти сущности можно рассматривать независимо одна от другой («ясно и отчетливо»);

•  это формулирование осуществляется с психоаналитической точки зрения (Фройд, Нойманн);

•  создание автором собственной сетки значений таких понятий, как любовь, дружба, помощь и других.

Ценность данного текста заключается не только в нем самом, но и в том, что он вызывает у читателя (освобождение своего отношения к жизни от инфантильности).

В первой части находится фактологическое описание того беспрецедентного, что Швейцер сделал в жизни и мире, во второй – психоаналитическая разгадка его личности, в третьей – философское резюме учения Швейцера о любви (взгляд Швейцера на религию, этику, познание и любовь).

I

Этика начинается там, где кончаются разговоры.

Швейцер

Личный пример не просто лучший способ убеждения, а единственный .

Швейцер

Швейцер достоин восхищения благодаря всему складу своей личности, не вмещающемуся

ни в какие привычные представления.

Айнштайн

1) В 21 год Альберт Швейцер решил ограничить жизнь для себя 30-летним возрастом, а потом встать на путь непосредственного служения ближним.* “В “ Воспоминаниях детства ” Швейцер рассказывает, как однажды на Троицу он проснулся от птичьего щебета за домашним окном. Проснулся с томительным ощущением счастья. И с неизменной мыслью о том, что ему много дано и много с него спросится в этом мире. Мысль об эгоизме этого счастья омрачала его. Он подумал тогда, что сберегая для себя одного эту прекрасную жизнь, ее можно только потерять. И только теряя ее для других, ее можно обрести.”

Мысль о том, что мне дана такая исключительно счастливая юность, всегда присутствовала в моем сознании; я ощущал ее даже как нечто угнетающее ; и все с большей отчетливостью вставал передо мной вопрос о том, должен ли я принимать это счастье как нечто само собой разумеющееся. И это, а именно размышление о праве на счастье, было вторым величайшим переживанием моей жизни. Оно соединилось с первым, преследовавшим меня с самого детства ; мое глубочайшее сострадание боли , которая царит в окружающем нас мире .”**

“Для меня становилось все более очевидным, что я не имею внутреннего права принимать как должное и свою счастливую юность, и свое здоровье, и свою работоспособность.”

“Решение я принял, когда мне был 21 год. В тот год, будучи еще студентом, решил я до 30-летнего возраста посвящать свою жизнь службе проповедника, науке и музыке. И если к тому времени достигну я того, чего хотел, то встану на путь непосредственного служения своим ближним как человек человеку. Каким будет этот путь, подскажут обстоятельства жизни в эти последующие годы.” (1: 66, 67; 2:29)

2) В 30 лет, в пору цветения своих сил и начала своего общественного признания, Швейцер решает стать врачом и уехать в африканские джунгли, чтобы бесплатно и по собственной инициативе лечить там нищих и диких Габонцев, подданных французской Колонии.

“Швейцер решил круто переменить все в своей жизни: сменить Европу, один из самых цивилизованных ее уголков, на дикие джунгли; сменить преподавание, концертную и литературную деятельность, проповеди, философию, реставрацию органов на труд врача в джунглях.”

“У Швейцера не было несчастной любви; он был здоров, красив и мог работать 20 часов в сутки. У него

была счастливая семья в Гюнсбахе, очень милая и умная девушка в Страсбурге и без счета любящих его друзей - в Страсбурге, Париже, Кольмаре, Байрейте… В 24 года он был доктором философии, а к 30-ти стал лиценциатом теологии, главой семинарии, видным органистом и музыковедом, известным специалистом в органостроении, автором многих интересных книг по философии, богословию и музыке. Он был достаточно знаменит в своей сфере - и в Эльзасе, и в Париже, и в Берлине, и за рубежом. Он мог бы вслед за Толстым - перед которым благоговел - воскликнуть: “…это сделалось со мной в то время, когда со всех сторон было у меня то, что считается совершенным счастьем… При этом я не только не был телесно и духовно нездоров, но напротив, пользовался силой и духовной и телесной, какую редко встречал в своих сверстниках…"

“В те мгновения, когда я должен был бы только испытывать безграничную радость, уважение к жизни будит во мне размышления о несчатьях , которые я вижу вокруг и о которых догадываюсь, и это не позволяет мне избавиться от беспокойства … Именно эту неудобную доктрину нашептывала мне истинная этика. Ты счастлив, говорит она, поэтому ты должен отдать многое. Все, чем ты более других наделен - здоровьем, природными дарами, работоспособностью, успехами, семейным благополучием - ты не должен принимать как должное. Ты должен платить за них. Ты в большей степени должен посвящать свою жизнь другой жизни.”

“Вместо того чтобы пытаться в жестоких спорах добиться признания своих идей , я решил сделать свою жизнь своим аргументом. Я буду отстаивать то, во что верю, в терминах жизни, которой я живу, и тем, что я делаю. Вместо того чтобы провоз глашать свою веру в существование бога внутри нас , я попытаюсь сделать так, чтобы сама моя жизнь и моя работа говорили о том, во что я верю”

“Я хотел стать врачом, чтобы можно было работать, а не заниматься разговорами. В течении многих лет я выражал себя в словах… Но выбирая новую форму деятельности, я не мог даже представить себе, как я буду говорить о религии любви, а мог представить себе только , как я буду претворять ее в жизнь.” (1:109-, 119, 112, 113)

В 31 год Швейцер становится студентом медицинского факультета. "Когда я явился к декану медицинского факультета и попросил зачислить меня в группу первого курса, чувствовалось, отмечает Швейцер, что профессор с б о льшим удовольствием проводил бы меня в психиатрическую клинику факультета."(1:126) Там Швейцер учится и проходит практику до 37 лет и становится специалистом во многих областях медицины. "В доклинический факультетский курс входили анатомия, физиология, химия, физика, зоология, ботаника. В дальнейшем Швейцеру предстояло еще изучить хирургию, гинекологию, психиатрию, бактериологию, патологическую анатомию, фармакологию."(1:127) В аспирантуре Швейцер защитил диссертацию о психиатрическом исследовании поступков Иисуса .(1:143; 2:67-)

С 30 и до 38 лет Швейцер собственным трудом зарабатывает деньги для строительства больницы в джунглях Габона. Вот источники тех денег: собственные концерты, реставрации органов, гонорары за созданные Швейцером книги о Бахе ***, о Поисках исторического Иисуса , о Мистицизме апостола Павла , а также личное попрошайничество." … должен признаться, что я замечал, как ощутительно менялся сам тон моего приема, когда обнаруживалось, что я пришел не просто как гость, а как нищий. " "Дающие должны были просто поверить в то, что он обратит эти деньги на помощь страждущим. Он не мог им еще продемонстрировать никаких результатов. Люди, верившие в него (чаще, чем в его идею помощи), и давали ему деньги." " Большинство друзей и знакомых помогали мне справиться с моим смущением, заявляя, что они поддержат мой авантюрный план, потому что он принадлежит мне ."(1:144)

Все эти годы Швейцер параллельно действовал как философ, теолог, музыкант-органист, музыковед, органовед, проповедник и лектор (не Ганнибал), а также в 34 года осуществил помолвку, а в 37 женился на девушке, с которой общался с 27 лет до 82 (до самой ее смерти).

3) Приобретя необходимые для постройки больницы вещи и добыв в труднейших и длившихся 7 лет переговорах с Парижской Религиозной миссией разрешение на создание в Габоне собственной независимой больницы и деятельность в ней исключительно в качества врача, 38-летний Швейцер приплывает с женой Еленой в экваториальную Африку. И там, в девственных джунглях, с немногочисленными помощниками Швейцер строит больницу, где с перерывами, но в течении 52 лет, бесплатно лечит нищих и диких Габонцев. Описать этот беспрецедентный, этот проклятый труд, я не могу - он превышает мои силы!

4) В 1914 году 42-летнего Швейцера и его жену арестовывают и заключают на год в лагерь для военнопленных во Франции.

В 44 года Швейцер становится отцом, до 47 лет работает врачом в больнице Страсбурга и сам переносит 2 операции.

Постепенно Швейцер возобновляет прежнюю деятельность и снова готовится к поездке в Африку. И наконец, после 11-летнего перерыва, в возрасте 49 лет, Швейцер снова приплывает в Габон, застает развалины прежней боль ницы и строит новую.

5) Решающие высказывания Швейцера об индивиде и коллективе :

"Я хотел абсолютно личной и независимой деятельности. Хотя я и решился предложить свои услуги в распоряжение какой-нибудь организации ( если это окажется по-настоящему необходимым), но тем не менее я никогда не оставлял глубокую надежду найти сферу деятельности, в которой мог бы посвятить себя людям как личность, и притом совершенно независимая."

В жизни и деятельности Иисуса, по Швейцеру, ценна способность передавать этический дух от одного человека непосредственно другому, т. е. способность о любви не только говорить, но и любить, и любить не людей вообще, а людей, с которыми оказываешься вместе. "…если бы в Европе нашлось хотя бы 100 000 человек, рассеянных во всех сферах жизни - от принцев крови до подметальщиков улиц - которые отважились бы проявить естественность в том смысле, в каком ее проявил Иисус, тогда за несколько лет произошло бы повсеместное изменение общественного мнения."

" Коллективный дух скован современными организациями, современным безмыслием и современными страстями толпы совершенно беспрецедентным в истории образом. Существующее ныне мнение поддерживается прессой, пропагандой, организациями, а также имеющимися в их распоряжении финансовыми и другими средствами влияния. Этому искусственному способу распространения идей должен быть противопоставлен естественный, идущий от человека к человеку, рассчитанный исключительно на правду мысли и восприимчивость слушателя к новой правде."

""Разве я сторож брату своему?" Конечно же да! Я не могу избежать ответственности, сказав, что государство сделает все, что нужно. Трагедия в том, что в наши дни столь многие думают и чувствуют именно так."

"Я не верю в изменение общества средствами организаций, поскольку когда индивиды передоверяют совершение мыслительных и нравственных функций организациям, то эти функции вообще никто не совершает."

"Все великое в Африке или в любом другом месте - это всегда труд одного человека. Действия коллектива могут иметь значение лишь как соучастие."

"Швейцер так отметил ход оскудения личной деятельности и инициативы: вначале организация реализует накопленные ранее запасы человеческой энергии, а потом становится губительной для всего оригинального и живого. И чем больше она расширяется , тем решительнее подавляет она всякую созидательную и духовную деятельность: "цивилизованные" государства буржуазного Запада страдают экономически и духово от перецентрализации."

"Организованная работа помощи необходима, но прорехи в ней должны быть залатаны личным служением , выполняемым с любовью и добротой. Благотворительные организации - дело сложное: им, как автомобилю, нужна для движения широкая дорога. Они не могут проникать на тропинки; тропинки эти для людей, которые идут по ним с чутким сердцем и открытыми глазами."

"Я слышал, как люди говорят: "О, если б я был богатым, то смог бы помочь людям!" Но все мы можем быть богатыми любовью и щедростью. Более того, если мы даем с любовью, если мы находим, что именно дать тем, кто больше других нужда ется в нашей помощи , мы отдаем этим людям наше собственное нежное внимание, нашу заинтересованность и заботу, которые стоят больше , чем все деньги в мире."

"Когда одной-единственной бомбой убивают 100 000 человек - моя обязанность доказать миру, насколько ценна одна-единственная человеческая жизнь!" (1:116, 88-, 116, 203, 333, 217, 332, 221, 116, 89, 332; 2: 172)

6) В 82 года Швейцер перестает придерживаться принципа, по которому его невмешательство в жизнь общества ограничивается деятельностью, направленной от него непосредственно к ближним, и начинает вести активную борьбу против ядерного оружия и политики гонки вооружений. В частности, Швейцер написал письмо Кеннеди, которое сыграло решающую роль в парафировании договора о запрещении ядерных испытаний в трех сферах.

7) Почти всю жизнь Швейцер спал по 4 часа, почти никогда не болел, а умственную и телесную деятельность продолжал до самой смерти. Умер Швейцер в 90 лет. Он спас человеческих жизней столько, сколько другие люди уничтожают!

В 53 года Швейцер был удостоен премии Гете, а в 78 - Нобелевской.

Еще при жизни Швейцера у него было много последователей. “Старенькая “Африка”, увозившая доктора с женой, в качестве немцев взятых французами в плен, а также весь караван были атакованы немецкой подводной лодкой U -151. К счастью, торпеда прошла мимо и караван укрылся в Дакаре. Капитаном U -151 был Мартин Нимеллер, ставший через полвека активным борцом за мир и лауреатом Международной Ленинской премии “За укрепление мира между народами”.”(1:217) Последователем Швейцера была и его жена, которая приезжала даже в Полтаву!

Больница, которую построил Швейцер, работает до сих пор.

-------------

*Все, что здесь и далее выделено жирным шрифтом , выделено мной, автором этой статьи.

**Слова - здесь и далее - заключенные в "кавычки" и выделенные курсивом , принадлежат Швейцеру.

***Этой книгой Швейцер открыл Баха, которого мир еще не знал – музыканта-живописца и музыканта-поэта. Музыка Баха – это живописная музыка. Швейцер начал изучать музыку Баха параллельно с текстами кантат и хоралов. « Все, что есть в тексте эмоционального и живописного, Бах стремится воспроизвести на языке музыки со всей возможной жизненностью и ясностью. Прежде всего он передает звуками живописное. Он даже больше художник тона, чем поэт тона... » (1: 94-108)

Сделанное Швейцером не только Африки:

1905 – участвует в создании в Париже Баховского общества и выступает в нем как органист.

1906 – концерты в Испании. Книга « Поиски исторического Иисуса » (крупнейшее теологическое исследование Швейцера о происхождении Иисуса и христианства).

1908 – немецкоязычный вариант книги о Бахе (классический труд о Бахе всех времен и народов).

1911 – книга « Мистицизм апостола Павла ».

1912 – второе издание книги об Иисусе .

1913 – диссертация « Психиатрическое исследование поступков Иисуса ».

1919-21 – работа врачом в больнице Страсбурга.

1919-24 – концерты в Испании, лекции в Швеции и других европейских странах. Книги: « Между водой и лесом », « Из моего детства и юности » (видеозапись психоаналитического сеанса).

1923 – книга « Философия Культуры » (в двух частях) – основное философское произведение Швейцера.

1927 – книга « Немецкое и французское органостроение и органное искусство ».

1927-32 – лекции и концерты в Европе.

1933-39 – лекции и концерты, третья часть « Философии Культуры ».

1934 – книга « Мировоззрение индийских мыслителей ».

1948-54 – снова лекции и концерты в Европе.

1949 – поездка в США.

1954 – Нобелевская речь о проблемах мира в современном мире.

1957 – выступление по радио с резким осуждением ядерных испытаний и политики гонки вооружений.

1958 – три воззвания по Норвежскому радио, в которых Швейцер призывает к миру и дает отповедь ученым на службе Пентагона. Книга о ядерном оружии и последствиях ядерной войны .

1960 – книга « Из моей жизни и мыслей ».

1962 – книга « Учение о благоговении перед жизнью ».

1965 – умирает в Африке.

I І

Я хотел быть таким, как все, и не хотел жить лучше других.

Щвейцер

Люби зло твое как самого себя.

Левит, 19:18

Если ты любишь зло твое, то и Я люблю его.

Torat Rabbi Nachmann , p . 73 (3:129)

Величайшая честь, какую можно оказать системе мысли - это безжалостная ее проверка с целью выяснения всей правды, какая в ней скрыта: наподобие того, как испытывают на крепость сталь.

Швейцер

1) В детстве Швейцера унижали : отец внушил ему, что он не такой, как все , ибо чем-то еще не обладает (1:31; 2:10), сверстники же внушили ему то же самое, ибо он у них что-то отнял (1:29-; 2:13-,18). И у маленького Альберта начал образовываться комплекс неполноценности (как следствие бессознательного чувства собственной ущербности и вины)!

2) И Альберт начал убеждать - других и себя - что он другой , что он хороший , и даже лучше , чем-то, каким он есть . Альберт стал над собой возвышаться - и возвысился не только над собой, но и над другими . (Теперь и Вы можете понять, что означают слова Швейцера, взятые в качестве первого эпиграфа к этой части).

3) Однако почувствовав, что он других унижает , Альберт устыдился и принялся искупать это “преступление” самопожертвованием ; он стал стремиться получать от других прощение своих “грехов” вместе с оправданием и уважением себя как равного другим.

4) Можно понять, что самопожертвование Швейцера было его самонаказанием - за мнимую неполноценность его отличия в детстве от людей, и за последующее стремление их превзойти.

5) Для чего же Швейцер наказывал “самого себя”? Для того, чтобы получать мазохистские и садистские удовольствия!

6) О самопожертвовании вообще я могу сказать, что жертвующий собой ради другого, считает и его тоже неполноценным, неспособным самого о себе позаботится, и этим его унижает. Интересно, за кого принимает другого человека тот, кто приносит себя ему в жертву, так как предлагает ему трупы !?

7) То, что люди обыкновенно называют дружбой, в сущности только союз, цель которого - обоюдное сохранение выгод и обмен добрых услуг; самая бескорыстная дружба - сделка, при которой наше самолюбие всегда рассчитывает что-нибудь выиграть. (Так сказал Ларош Фуко)

Хотя все считают милосердие добродетелью, оно порождено иногда тщеславием, нередко ленью, часто страхом, а почти всегда - и тем, и другим, и третьим. (Он же)

Ваша любовь к ближним - это ваша скверная любовь к самим себе. Вы бежите от самих себя и хотели бы сделать из этого себе благодетель, но я насквозь вижу ваше бескорыстие. (Так говорила Заратустрица)

8) Учитывая сказанное, я утверждаю, что отношение Швейцера к людям не было ни любовью , ни дружбой, ни благодарностью , ни помощью , и даже не было долгом ; чаще всего оно было самопожертвованием и обменом своих грехов на прощение их совестью и людьми.

8а) Вот какими словами Швейцер называл свою деятельность: любовь, сострадание, жалость, милосердие, доброта, самоотвержение, самоотречение, самопожертвование, долг, помощь, труд, служение, спасение, самоочищение, искупление, прощение, оправдание, одобрение, уважение, благоговение, Ehrfu с rht vor dem Leben !

Ehre - уважение; почет, почтение; преклонение.

Ehren - честь.

Fur с ht - страх, боязнь.

У Фройда: Angst - страх, Fur с ht - боязнь, Schreck - испуг. ( Jenseits des Lustprinzips , а также его лекции. Точно то же у Пезешкиана).

Вот несколько проб перевода слова Ehrfur с ht : 1) почтение и боязнь, 2) "ужас и трепет", 3) уважение и боязнь. R .: боязливое уважение.

Если разложить на части русское слово "благоговение", то получится: благое говение, воздержание. Но разве это не выражение Эдипова комплекса!? (1:21-26, 34)

Фройд пишет: "Общее перверзное сексуальное предрасположение детства может считаться источником наших добродетелей, поскольку оно создает толчок к их развитию посредством реактивных образований." Тут общему перверзному сексуальному предрасположению детства соответствует у Швейцера его Эдипов комплекс и комплекс неполноценности, реактивным образованиям соответствует стремление Швейцера к превосходству (сверхкомпенсация), а добродетелям соответствует его самопожертвование, Ehrfur с ht (благое говение от боязни инцеста) и этика.

8б) Мои нынешние определения значений слов, употребляемых также и Швейцером:

- Когда я стремлюсь только получать - это инфантильность.

- Когда я стремлюсь только брать - это потребительство.

- Когда я даю тебе, чтобы ты дал(а) мне - это обмен.

- Когда я отдаю потому , что взял - это долг.

- Когда по принуждению я даю часть себя тому, кого считаю неполноценным - это самопожертвование.

- Когда переполняющую меня изнутри силу я направляю так , что кто-то может ею наполниться - это дарение.

- Когда я дарю тебе переполняющую меня силу потому , что ты сделал(а) то же самое мне - это благодарность.

- Когда кто-то становится сильнее потому , что я ему (ей) что-то подарил - это помощь по собственному

хотению (в отличие от помощи по просьбе и помощи по совпадению собственного хотения и просьбы).

- Когда люди дарят друг другу то, из-за чего они становятся сильнее - это взаимопомощь.

- Когда я дарю тебе переполняющую меня силу , а ты делаешь то же самое мне, и мы созидаем из этих даров что-то другое, чем мы сами - это дружба.

- Когда я дарю тебе как целому источник моих сил , т.е. себя как целое - это любовь, а если U 2 делаешь это, и мы вместе созидаем из друг друга нечто третье – это обоюдная любовь.

- Когда я принуждаю других или себя сделать что-то вместо меня – это обвинение.

- Вина – возглас человека, который просит принести Бургундское.

- Когда я прощаюсь с тем, что прошло и мне уже не принадлежит (отдаю чужое), и благодарю за то, что меня чем-то наделили, а теперь от него освобождают – это прощение.

- Страдание – самообвинение (или жалость к себе) из-за потери присвоенного.

- Рак – чадо совести.

- Совесть – дьявол, интуиция – Бог!

9) Мои выводы из всего сказанного:

В I части я показал, что Швейцер - в отличие от других! - этику не проповедовал, а воплощал . Этим Швейцер показал, что каждый человек не должен что-либо делать вместо других или они вместо него, но что каждый может сделать то, что может только он . "Американский прораб-дорожник сказал, что у Швейцера хватило мужества сделать то, что каждый из нас сделал бы, если бы у него хватило мужества." (1: 11)

В II части я утверждаю, что Швейцер не вышел за пределы этического отношения к людям, сущностью которого у Швейцера было самопожертвование и обмен . Что касается любви , то до нее Швейцер "не дошел", ибо самопожертвование еще не любовь!*

Таким образом , в данном тексте я утверждаю, что "самый великий человек 20 века" (слова Айнштайна) решил такую проблему: как получить от людей извинение своих грехов перед ними? Решил эту проблему Швейцер так : не просить других извиниться за себя, а самому извиниться, - но не словами, а делами, а именно - самопожертвованием и обменом.

------------

*Кстати, Швейцер даже жену называл другом! В связи же с последним выводом, у меня возникают 2 вопроса: 1) Сознавал ли Швейцер, что за его самопожертвованием скрывается обмен? 2) Признал ли Швейцер перед людьми, что он "не дошел" до любви? Может быть на эти вопросы мы найдем ответы в следующих словах самого Швейцера!? "…вина, которую мы ощущаем , не призвана нас уничтожить, а должна в конечном итоге послужить нашему очищению. Жизнь предъявляет свои права к человеку, одержимому чувством вины. Но человек хочет жить… И потому искренно сочувствует другим… Таким образом, стать самому виновным означает обрести купленное дорогой ценой понимание жизни. Если чувство вины воз действует на человека, то он на пути к искуплению - посредством непостижимой тайны любви, которая пронизывает мрак земной, как осколок пылающей вечности." (1:287)

ПРИМОЧКИ К ЧАСТИ II

Секс от животного, любовь от человека, сострадание от Бога.

Ошо

Любовь - редкое явление; она может прийти только к очень духовному человеку.

Ошо

А) Для чего доказывать истинность чего-либо, если оно еще до этого не считается истинным!?

А1) Если утверждения второй части для читателя истинны, то он воспримет их и без доказательств.

А2) Если читатель заранее не воспринимает подобных утверждений, то ему их и не докажешь.

А3) Вторая часть - это не доказанное, а предполагаемое, не факты, а моя теория тех фактов, которые доступны любому человеку - тексты о Швейцере и тексты самого Швейцера.

А4) Во второй части я просто присоединил известную усем идею о несовпадении того, что человек хочет, чувствует, думает, говорит и делает с тем, что говорил и делал человек Альберт Швейцер.

А5) Таким образом, вторая часть есть ключик от дверей с надписью Швейцер ! Кто хочет, пусть попробует этим ключиком их отворить - может они не заперты, и можно выйти на улицу!

Б) Я утверждаю, что Швейцер прекрасно осознавал, что главным у него отношением к людям была не любовь, а Ehrfur с ht . Что тут удивительного, ведь Швейцер почти всю жизнь Ehrfur с ht 'ствовал перед Иисусом! Но разве Ehrfur с ht есть Liebe !?

В) Хотя у Швейцера было много последователей, но в сравнении со всем населением Западного мира их количество - капля в море. Деятельность Швейцера не стала популярной . Может быть это потому, что большинство людей чувствуют: главное отношение Швейцера к людям было вынужденным; он делал то, что не хотел, следовательно это было ему нужно. Человек, который утоляет чьи-то жажду и голод собственными кровью и мясом, и испытывает от этого страдание и наслаждение - отпугивает. А разве садизм и мазохизм - это любовь!?

В1) Альтруизм есть деятельная помощь ближнему, вытекающая из чувства жалости и сострадания. (Соловьев)

Альтруизм есть порыв к самопожертвованию, добровольное принесение себя в жертву другим. (Федоров)

Как возможен альтруизм без эгоизма? Жертвующие жизнью суть альтруисты, а принимающие жертву - они кто? (Федоров)

Будь альтруистом - уважай эгоизм других. (С. Лец)

Любовь не нуждается ни в каком объекте; когда любовь предназначается кому-то или чему-то одному , она погибает - человек погибнет, если будет дышать только тогда, когда рядом будет то, без чего он “не может жить”. Любовь - не отношение; она - состояние, которое переполняет тебя всего . Свеча горит и излучает свет и тепло даже тогда, когда вокруг нет ни одного объекта или субъекта. (Ошо)

Г) Швейцер - один из семи человек, которые оказали и оказывают на меня наибольшее воздействие! Ich wollte ihm nur die Hand drucken!

 

III

Швейцер и религия

Глубокая и всеобщая этика имеет значение религии. Она и есть религия.

Швейцер

Швейцер был христианином, который считал, что следующие тезисы истинны:

1) Иисус - это человек , который воспринял распространенные в его время “ позднеиудейские эсхатологические и мессианские представления и ожидания, и наполнил их своей этической религией любви .” (1:88-,91,143; 2:42,48-, 67-)

2) “Бог” и “Богочеловек” - невозможности. (1:88, 94)

3) Сущность религии - в этике. (1:86, 94, 204, 250, 92, 299; 2:49)

Швейцер и этика

Этика есть безграничная ответственность за все, что живет.

Швейцер

Этика есть уважение к любой жизни.

Швейцер

1) Этика - это любовь человека не только к жизни своей или жизни любого другого человека, а к любой жизни . Это универсальная этика (какой этика только и может быть). (1:207-, 213; 2:98)

2) Этика универсальна - по объекту (любая жизнь), по истоку (осознание любым человеком своего непосредственного отношения к миру и мира к себе), по исполнению (этика всегда является деятельностью любых конкретных индивидов, а не лишь коллективов и организаций; никто не может сделать этичными действия другого человека и всех людей; каждый человек и все люди могут быть этичными только собственными усилиями). (1:217, 332, 221; 2:134)

3) Этика становится универсальной только когда каждый человек осозна е т себя частью всей жизни. (1:209-, 211, 116; 2:96)

4) Человек начинает любить любую жизнь тогда, когда осозна е т, что любит свою жизнь, которая является частью всей жизни. (1:207-, 225, 301; 2:98)

Гносеология Швейцера

Природу живого бытия вне меня я могу понять только через живое бытие во мне.

Швейцер

Швейцер решил обосновать культуру - этикой, а этику - мышлением. (1:206, 211, 250; 2: 97, 124, 134,148-)

Поскольку Швейцер считал, что к 20 веку религия перестала быть основой жизни Западного мира (что привело к двум мировым войнам и возможности третьей и последней), то для всей мировой культуры необходимо создать новую основу - этическую . (2:97)

Кроме этого Швейцер считал, что к 20 веку Западное мышление пришло к началу осознания того, что познание имеет в себе неустранимую границу, за которой существует нечто такое, что возможно не познавать, а любить .

А ) Оказалось, что сущее действительно не делиться на разум без остатка, что сколько ни познавай мир и человека, все время остается нечто неуловимое, недоступное, запредельное, трансцендентное, непостижимое .

Б ) Кроме того оказалось, что одно и то же сущее для мышления и для чувственности является различным. Мышление, отделяя сущее от человека, превращает сущее в объект, который постижим только частично - снаружи, вблизи, временно. Главное в отношении мышления к сущему то, что мышление делает его для человека чем-то отличным от него, чем-то другим, чем-то чужим. Когда же к сущему относится чувственность, она, соединяя его с человеком, превращает в нашу собственность, в часть нас самих. И вот, хотя мышление открывает человеку в сущем что-то иное, чем человек, но делает это иное чем-то внешним, далеким, чужим , а чувства хотя и соединяют сущее с человеком, но оно тогда превращается лишь в часть нас самих . Для чувств сущее - часть нас самих, для мышления - часть чего-то непостижимого. Выходом из этой ситуации стало понимание того, что когда к одному и тому же сущему человек относится и с мышлением и с чувствами, то мышление открывает в сущем существование иного, а чувства снова соединяют нас с ним. Осознание сочетания мышления и чувств привело к пониманию того, что существует не только нечто нам чуждое или только мы сами, но и другая жизнь .

В ) Если теперь все подытожить, то выходит так: Швейцер пришел к выводу, что хотя мышление и не способно сущее исчерпать - всегда остается нечто непостижимое - но именно мышление помогает человеку осознать существование чего-то иного, чем он, помогает осознать, что с этим иным нас соединяет не мышление, а чувства, что сочетание мышления и чувств открывает другую жизнь , что одно и то же сущее можно не только мыслить, но еще и чувствовать, и что в итоге итогов человек начал осознавать - открытую другую жизнь возможно не познавать, а любить - поскольку познание другую жизнь от нас отделяет и этим разъединением умертвляет, а любовь - с нами соединяет и этим объединением созидает.

Так благодаря мышлению познание поделилось местом с любовью! (1:242-, 128, 18, 297, 323, 49, 301, 287; 2:149)

Таким образом получается:

А) Для познания мира и человека всегда остается непостижимое.

Б) Это непостижимое - другая жизнь.

В) Следовательно другая жизнь непостижима потому, что ее возможно не познавать, а любить!

Так мышление открывает другую жизнь, которую возможно не познавать, а любить .

Г ) Обращаясь к тезису Декарта coito ergo sum , Швейцер спрашивает: что я осозна ю, когда созна ю себя? В процессе этого вопрошания человек понимает, что когда направляет свое мышление на себя, то осозна е т, что есть он , что он существует , и что он существует в мире . Направляя мышление на себя, человек осозна е т: 1) он - существо, которое не только познает, но и живет , 2) он - существо, которое живет в мире . Если соединить эти 2 аспекта акта самосознания, то получится, что направляя мышление на самого себя, человек осозна е т себя существом, которое живет среди другой жизни . (1:207-213)

Таким образом получается:

1) Мысля о себе, человек осознает себя как часть мира.

2) Мир есть жизнь, другая жизнь.

3) Следовательно человек есть жизнь среди другой жизни.

Так мышление открывает, что " человек есть воля к жизни среди других воль к жизни ."

Д ) Познавая себя, человек узнал: 1) он есть существо не только познающее, но и живущее, и поэтому может себя не только познавать, но и любить , 2) жизнь человека является частью всей жизни. Если эти две мысли соединить, то получается, что человек может любить любую жизнь .

Таким образом мышление открыло, что человек может любить не только свою жизнь, но и любую другую.*

-----------

*Эта возможность осуществляется при наличии познания, которо е вместе с любовью является одним из аспектов одного и того же процесса, и которое показывает этому процессу объект (2:124). Без познания - любви нет, без любви - нет познания. Без познания другого, вместо него относишься к себе. Без познания себя, вместо него относишься к другому. Первое - эгоизм. Второе - альтруизм.

ПРОБЛЕМАТИЧНОЕ

(утверждения Швейцера)

1) "Я радуюсь новому лекарству против сонной болезни, которое позволяет мне сохранить жизнь там, где я раньше мог только наблюдать за страданиями больного. Но каждый раз, когда я вижу под микроскопом микробы, вызывающие болезнь, я не могу не думать о том, что мне приходится жертвовать этой жизнью для того, чтобы спасти другую. Я покупаю у туземцев орленка, пойманного ими на берегу, чтобы избавить его от жестокого обращения. Но теперь я должен решить, заставлю ли я его умирать с голоду или буду скармливать ему каждый день несколько рыбешек, чтобы сохранить ему жизнь. Я решаю в пользу последнего, но каждый раз ощущаю тяжесть оттого, что несу ответственность за пожертвование одной жизнью ради другой."

2) "Когда бы я ни наносил ущерб жизни любого рода, я должен ясно сознавать, есть в этом необходимость или нет. Я никогда не должен преступать рамок неизбежного , даже в явно незначительных случаях. Крестьянин, который скосил на лугу тысячу цветов в пищу коровам, должен следить , чтобы на пути домой не сорвать безразлично и без смысла головку цветка у дороги, ибо сделав так, он ущемляет жизнь, не побуждаемый к этому необходимостью ."

3) " Когда у нас есть выбор, мы должны стараться не причинить страдания и не нанести ущерба жизни любого, пусть самого низкого существа; сделать же это, значит взять на себя вину , которой нет оправдания , и отринуть свою человечность."

4) "Призвание наше не в том, чтобы молча мириться с жестокостью природы и поддерживать ее, а скорее в том, чтобы ограничивать ее, насколько позволяет наше влияние. С глубоким состраданием должны мы проявить милосердие и предложить облегчение тем, кто жаждет его . Поскольку мы так часто бывали вынуждены причинять боль и смерть живым существам, тем в большей степени будет нашим долгом содействовать, а не вредить этим существам там, где мы можем выступить как существа свободные." (1: 210 , 274, 376, 377)

? ???????

“Мы бредем по жизни рядом , но в полумраке , и потому не можем с ясностью разглядеть черты ближнего…

Знать друг друга - не значит знать друг о друге все; это означает относиться друг к другу с симпатией и доверием , верить друг другу. Человек не должен вторгаться в чужую личность.

Существенно лишь стремление зажечь в себе внутренний свет; когда в людях тоже зажгется этот свет, они и будут видны. Только тогда мы узнаем друг друга, идя в темноте, и ни к чему будет шарить рукой по чужому лицу или вторгаться в чужое сердце.” (1:18)

Цитируемая литература :

1) Борис Носик. Швейцер . М., 1971

2) Фрайер П. Г. Альберт Швейцер . М., 1982

3) Нойманн Э. Глубинная психология и новая этика . СПб., 1999

июль, 2003


Философский клуб "Минерва" 07.2001.

Хостинг от uCoz