вход
хроника
клуб
корзина
мейл
|
Арт-педагогика Ришарда Мая
(материал к семинару "Педагогика диалога")
Свобода - единственный закон на Континенте
Студия Рашарда Мая - поистине Континент без границ и ограничений внутри:
есть только одна граница - внешняя, защитная для обитателей континента
от вечного мирского "нельзя" и "надо". Здесь царят
Свобода и Уважение, Благоговение и Трепет перед Личностью ребенка - всегда
творца, по мнению руководителя, скорее - предводителя единственного племени
Детства на этом Континенте, художника Ришарда Мая.
Здесь ничто не сковывает, не обязывает, не задается - даже тема. Мастер
тему не дает, а терпеливо, ненавязчиво, исподволь берет ее у юного "творителя",
выясняет, выявляет, чтобы так же незаметно помочь в случае необходимости.
Тема - обычно дело творца, равно как и выбор материала (бумага, холст,
картон), техники (акварель, гуашь, масло).
Свобода в творчестве дает свободу личности в целом.
Учить не поучая
Учить не поучая, пытаться понять их, маленьких, а не навязывать им принятое
у взрослых - один из принципов общения здесь. Именно общения - на равных,
ибо понятие "обучение", как правило, связанное с понятием "студия",
не выражает в данном случае сути явления - редкого, практически уникального.
Здесь не дают негативных оценок. Здесь ищут и находят удачи, фиксируют
точку, пятнышко, случайность и, наконец, получают закономерность. Здесь
не культивируют лидерство, не используют в оценках порочный, на мой взгляд,
метод оценок "у Пети лучше, чем у Васи". Здесь точка отсчета
шагов вперед - исключительно индивидуальная, для каждого есть собственная
шкала, по которой сегодня у него лучше, чем вчера, и - увы! - лучше, чем
завтра. Пока... Безусловно, работы детей, как любая работа, отнюдь не
всегда удача; но процесс, который проживает ребенок от гармонии в душе,
данной Богом, до материализации ее в цвете на холсте не прост, длителен,
и во многом уже и есть результат. Ребенок интуитивно культивирует моменты-"приемы",
отмеченные мастером. От них идет дальше, они как бы становятся очередным
ключиком к новым поискам своего собственного языка.
Мастер и мастерская
Слово "студия" - от итальянского studio - изучение - в данном
случае не совсем точно... Здесь ничего не штудируют, в том числе и основы
классического рисунка. И цель здесь не столько художественная, сколько
психолого-эстетическая. Живопись - лишь видимая часть айсберга - рождающейся
Личности. "Хочешь помочь - не мешай", - говорят в народе. Этот
принцип - один из главных в общении Мастера с учениками. Не помешать,
не сломать, не разрушить тот изначальный потенциал тяги к прекрасному,
уникальность восприятия макромира и сотворение своего миикромира. Главное
- самовыражение. Я бы заменила название "студия" высоким словом
"мастерская". И оно вобрало бы в себя все аспекты этого понятия.
Мастерская в мировой истории искусства - это прежде всего "произведения,
созданные непосредственно в окружении мастера, под его надзором"
и "совокупность, состав учеников в стенах мастерской какого-нибудь
крупного художника в тот или иной период его деятельности".
Это нечто общее для многих при их абсолютной индивидуальности, и, наконец,
это сам Мастер.
Скорее всего, Ришарда Мая можно назвать интуитивистом и в творчестве,
и в педагогике. Искусство его - результат той свободы, которую он обрел
в жизни сам и к которой ведет своих учеников. Художник в нем вызревал
не благодаря, а вопреки. Детство было послевоенным и как бы обойденным
культурой, наполненным не игровым - вынужденным "сделай сам".
Последнее оказалось одной из ступеней к творчеству. Сам! Без науки. По
наитию... И вот Это - из Детства, о котором мастер потом скажет "у
меня его не было", - он пронес через всю жизнь, сквозь все вузовские
"науки творить". Свое! Незаемное, интуитивное, нескопированное,
подлинное, свое спонтанное и органичное восприятие и воспроизведение его
на плоскости детьми превратилось из импульса, мига откровения в неиссякаемый
постоянный источник энергии для собственного неприлюдного, полного таинства,
интимного общения Мастера с холстом.
Философский клуб "Минерва"
07.2001.
|