Социальный проект, в отличие от социальной философии и социальных учений
вообще, анализирующих в основном сущность и причины социальных феноменов,
ориентирован на выработку способов изменения общественной жизни, отвечает
на вопрос "как эту цель достичь?". Иначе говоря, речь идет о
социальных технологиях, подчиненных решению определенных задач. Например,
сегодня, говоря о переходе к "лучшему" обществу, чаще всего
ассоциируют его не столько с определенным государственным устройством
или режимом, т.е. не столько с политическим, сколько с гражданским обществом.
В таком случае ориентированный на гражданское общество социальный проект
не должен ограничиваться общими тезисами о "необходимости построения
гражданского общества", а предлагать конкретный, понятный и реальный
в осуществлении механизм его достижения, который можно конструктивно обсуждать,
просчитывать и оценивать с позиций некоторых критериев-метасмыслов.
В каждом отдельном проекте указанные критерии могут пониматься по-разному.
Так "немецкое чудо" было реализацией проекта ордолибералов,
приведшей к реформе Эрхарда, "японское чудо" - проект японских
социологов, предложивших в 50-ые годы использовать традиционные коллективистские
структуры и коллективную продуктивность, изменив цели государства (обязав
его отказаться от милитаристских целей), "третий путь" новых
лейбористов в Англии, Г.Шредера в Германии и других странах - следствие
применения концепции социолога Э.Гидденса, который выступил как теоретический
наставник Т.Блэра (Федотова В.Г. Социальное конструирование приемлемого
для жизни общества (К вопросу о методологии) - ВФ, 2003, №11, с.4). Однако
в каждом из данных' случаев метасмыслы имели частный, локальный исторически-ситуативный
характер и не могут считаться социальными метасмыслами,. с которыми могла
бы соотноситься идея гражданского общества. К решению последней задачи
можно подходить иначе. В самом общем случае метаоценка проектов гражданского
общества может рассматриваться как понимаемая в широком социально-философском
смысле гуманитарная экспертиза, задачей которой является анализ социального
проекта с позиций приоритетности в нем гармонии человека и общества во
взаимном их развитии, а также единства общества и природы, способного
обеспечить продолжение человеческой жизни на Земле.
Ниже в рамках решения этой задачи предлагается проект "Социальный
форум как ведущий институт гражданского общества" В.В.Кизимы
***
В.В.Кизима
Социальный форум
как ведущий институт гражданского общества
Теоретические предпосылки. Социальная реальность всегда есть единство объективного как институционального
и субъективного как содержащегося в сознании людей моментов (А.Шюц). Данное
положение можно понимать так, что социальный мир всегда двойственен.
1). Он выступает как мир актуально данный, воспроизводимый, в этом смысле
относительно завершенный, как более или менее устойчивая система отношений
и действий, прежде всего в виде государства и политической системы и связанных
с ними структур и функций, но не только. Это вообще мир интерсубъективности,
"общий для всех нас, актуально данный и потенциально доступный каждому"
(Шюц), к нему относится в том числе и социально признанная повседневная
жизнь "как упорядоченная реальность": "Ее феномены уже
систематизированы в образцах, которые кажутся независимыми от моего понимания
и которые налагаются на него" (Бергер П., Лукман Н. Социальное конструирование
реальности. Трактат по социологии знания. - М, 1995, с.41, а также с.43,
44). Обозначим этот многообразный, но устойчивый мир, являющийся относительно
жестким каркасом социального бытия, как генерологический мир.
2). С другой стороны, социальная жизнь выступает как связанная с субъективными
целями, потребностями, мотивами и устремлениями людей, как мир потенций,
замыслов, попыток, начинаний, еще не реализованных до конца тенденций,
он выступает1 как особый мир - "еще-не-бытие", но "уже-не-небытие".
Назовем этот подвижный, бесконечно разнообразный в своих замыслах и новациях
фрагментарный, но обволакивающий генерологическую структуру как зыбкая
аура субъективных переживаний, решений и действий мир парсическим миром
(от лат. раrs - часть). Указанные миры существуют в единстве и каждый
играет свою роль в общественной жизни, а их взаимодействие и взаимопереходы
лежат в основе всех механизмов социальных изменений.
С помощью этих понятий можно описывать не только реформистские эволюции,
а и метаморфозы общественной жизни, и на основе этого по-новому взглянуть
на проблему гражданского общества. Члены общества связаны с динамикой
парсически-генерологических (рg-) отношений, выполняя определенные генерологические
функции в обществе, и, одновременно, живут более широкой парсической жизнью,
которая не охватывается наличными генерологическими институциями и не
исчерпывается ими, поскольку каждый человек бесконечен в своих возможностях,
"переливается через край" официальной жизни. Как это происходит?
Дифференциация генерологических функций субъектов и специализация последних
в процессе естественной жизни общества ведет к тому, что значительная
часть прежних генерологических функций человека вытесняется в парсическую
сферу. Это ведет к росту плотности парсических отношений в обществе. Рано
или поздно, сначала эпизодически, затем более постоянно в его пространстве
на парсической основе начинают формироваться новые замкнутые системы и
структуры, завоевывающие социальное признание и обретающие сначала неофициальный,
или официальный, но негосударственный, в обоих случаях - не генерологический
характер, однако уже имеющие общественно-легитимный статус. Далее они
либо интегрируются в наличную генерологическую структуру, расширяя ее,
придавая ей большую гибкость, либо вступают в противоречие с ней и, в
конечном итоге, ведут ее к обновлению или качественному преобразованию.
Как следствие, часть прежних парсических отношений обретает статус новых
генерологических, а прежние генерологические связи и отношения исчезают
или трансформируются, частично входя в новую генерологию, частично переходя
в статус парсических компонентов или вообще исчезают. Каждое состояние
общества, как бы общество ни менялось, всегда имеет определенную парсически-генерологическую
структуру. Поэтому исторический pg-процесс всегда совмещает в себе эвалюгронную
сторону и рg-структурированность. В связи с этим его можно назвать структурированным
процессом.
Стихийное осуществление структурированного процесса общественного развития,
и, как показал опыт СССР, даже сознательное, но искусственно, не решают
проблему перехода к гражданскому обществу. Новая генерология всегда оказывается
чреватой ростом роли только что возникшего нового типа государства и отчуждения
человека от власти, принятия решений, участия в прибылях и т.д., - развитием
тех же недостатков и пороков, которые были присущи старой. Поэтому в рамках
стихийной смены pg-отношений (которые в радикальных случаях происходили
в форме революций и войн), гражданское общество неосуществимо. Можно лишь
приближаться к нему или удаляться от него, но не стать им.
Порок стихийного или искусственного движения состоит в том, что в нем
устранение одной генерологической структуры ставит целью увековечить "другую.
В результате, субъекты старой g-структуры настроены непримиримо-консервативно,
а нарождающейся новой - непримиримо-агрессивно. Но гражданское общество
нельзя получить путем попыток уничтожения р- или g- компонентов как таковых,
поскольку без одной нет другой, они реальны только в единстве. Общество
всегда есть парсически-генерологический синтез, разные общества различаются
лишь видом и характером рg-отношений, а не отсутствием какой-либо из этих
сторон. (Это не означает вечности какой-либо генерологической формы, например
того же государства, поскольку генерологическая структура не обязательно
должна иметь вид государства). Сущность гражданского общества состоит
в том, что оно не есть та или иная застывшая структура вообще, оно есть
постоянно и сознательно осуществляемый в соответствии с назревшими задачами
структурированный процесс, в ходе которого общество непрерывно обновляется
без спонтанных встрясок и потрясений, т.е. развивается оптимальным и естественным
образом.
Как это обеспечить на практике? Сегодня гражданское общество возможно
только при условии, что наряду с государством и его институтами влияния
само общество будет представлено неким социальным институтом как субъектом
общества, сравнимым по влиянию с государством (и даже превышающим влияние
последнего), постоянно контролирующим государство лишь исполнительный
механизм воли общества. Сегодня государство довлеет над обществом в силу
отсутствия данного института, тогда как данный общественный институт должен
не просто существовать и быть противовесом государства, а играть в обществе
определяющую роль. В гражданском обществе этот институт должен приниматься
как естественная необходимость, выражающая сущностную черту этого общества.
Он призван, фактически, целенаправленно решать те задачи, которые в истории
решали и сегодня решают реформы и революции, но в отличие от последних,
данные решения не должны вытекать из стихийного неудержимого противоборства
альтернативных сил, поскольку не имеют целью увековечить новый режим.
Они должны носить характер узаконенной, постоянно и сознательно осуществляемой
и подвижной технологии управления обществом.
Не прекращающиеся уже длительное время в Украине дебаты и столкновения
в государственно-политической сфере, вызывающие и международный резонанс,
свидетельствуют о политическом кризисе, вызванном противостоянием тех,
кто за истинную демократию и гражданское общество, и тех, кто за это лишь
на словах, а на деле преследует прямо противоположные цели - дальнейший
отход от гражданского общества, усиление государственно-силовых механизмов.
В этих условиях для демократически настроенных политиков и для украинского
общества в целом вопрос о формировании действенного института гражданского
общества приобретает жизненно важное значение. Лишь законодательное учреждение
такого института в обществе может реальным образом изменить ситуацию и
со временем зафиксировать новое состояние украинского общества - как общества
гражданского.
Сегодня назрела необходимость в практическом оформлении данного института.
Он должен прямо соответствовать текущим массовым потребностям и настроениям
и выступать не только как индикатор реального положения дел в обществе,
а и проявлять себя как практическая воля народа, с которой государство
и каждая его структура не могут не считаться. Современные статистические
показатели, социологические опросы и другие механизмы фиксации состояния
общественной жизни и настроений людей не решают данной задачи, поскольку,
во-первых, лишь отражают происходящие процессы, но далеко не всегда адекватно
влияют на них, во-вторых, часто фальсифицируются властью, что усугубляет
ситуацию, а не способствуют ее разрешению, в-третьих, не несут в себе
императивного начала по отношению к властным структурам. Представительные
органы власти, избираемые в ходе выборов, также не способны обеспечить
решение проблемы, поскольку их субъекты, попав в орбиту государственной
властной системы, в своей основной массе неизбежно подвергаются этатизации,
используя возможности государства в своих личных интересах (коррупция
и криминализация власти в этих условиях бессмертны), не заинтересованы
кровно и непосредственно в выполнении государством общенародных функций
(они неявно рассматриваются скорей как эпифеномен функций этатистских),
отрываются от глубинной жизни общества и в своей элитарности постепенно
окончательно утрачивают связь с ней.
Искомый институт гражданского общества призван обеспечить положение,
чтобы реальные потребности в обществе в случае их общезначимого характера
могли реально воздействовать на управленческие процессы, обеспечивая тем
самым более адекватное выполнение конституционной нормы ст. 5, согласно
которой: "единственным источником власти в Украине является народ".
Это означает также, что он должен радикально отличаться от института государства
- не зависеть от государства, но и не подменять его - не обладать жесткой
и постоянной структурой, тем более иерархичностью, привлекательностью
власти, постов, высокой зарплаты и привилегий и т.д. Следовательно, он
должен носить негосударственный, общественный характер как по своей организации,
так и по сути решаемых задач, но при этом играть приоритетную роль по
отношению к государству в определении социальных смыслов, основ внутренней
и внешней политики страны.
Содержание проекта.
Сущность предлагаемого проекта связана с предложением искомого института
и указанием механизма его действия. Таким институтом должен быть Социальный
форум (СФ), понимаемый как свободно осуществляемый и открытый обмен мнениями
по поводу назревших проблем общества как на уровне общенациональном (Национальный
социальный форум - НСФ), так и региональном (РСФ) и местном (МСФ). СФ
вырабатывает принципиальные позиции по назревшим проблемам, которые должны
в обязательном порядке учитываться в ходе деятельности государственной
власти независимо от того, насколько глубокими являются предлагаемые изменения
- от коррекций и функциональных изменений в частных случаях до реформ
и радикальных трансформаций в отдельных областях или обществе в целом.
СФ - инициатива организаций, движений и сетей, открытое место встречи
для демократических дебатов, предложений, принятия конструктивных решений,
свободного обмена опытом эффективных действий разнообразных социальных
групп, структур и ассоциаций, выступающих за гражданское общество, оппозиционно
настроенных в отношении любых форм авторитаризма, тоталитаризма, бюрократизма,
монополизма и диктата, всего, что мешает демократизации жизни, обеспечению
прав граждан Украины. СФ - неконфессиональный, неправительственный, неэтнический
и непартийный институт, который децентрализованным образом связан с любыми
социальными, профессиональными, молодежными, экологическими и другими
организациями и движениями, занятыми конкретными действиями и практической
работой - от местного уровня до общенационального - в своем стремлении
улучшить жизнь общества и каждого человека. СФ открыт для плюрализма,
для разнообразных действий и координации работы с организациями и движениями,
которые хотят участвовать в нем, независимо от этнических, культурных,
возрастных и прочих их различий. Государственные лидеры, члены законодательных,
органов, исполнительной власти, судебной системы, поддерживающие идеи
СФ, приглашаются для участия в его работе как отдельные граждане. СФ -
за единство социального разнообразия на началах социальной справедливости,
равноправия, равенства возможностей, за развитие связей и открытость в
обществе, против любых форм дегуманизации жизни людей.
Государство, местные власти обязаны предоставлять необходимые технические
и прочие средства для функционирования структур СФ, но отстранены от участия
в их работе и навязывания им своих позиций. Государственные чиновники,
представители разных ветвей власти могут приглашаться для участия в СФ,
если их личная позиция не противоречит целям и действиям Форума. Организация
государством региональных псевдофорумов-одобрямсов в поддержку своих сомнительных
инициатив, решений и действий, которая стала в последнее время популярной
в Украине (недавно С.Б.Гавриш, обобщил эту практику, призвав через газету
"Бизнес" к "консенсуальной демократии через консенсус элит"),
а тем более для удержания олигархов и кланов у власти или прикрытия незаконных
махинаций и коррупции, - не имеет ничего общего с идеей Социального Форума.
Эти действия свидетельствуют о попытке власти дискредитировать нарождающийся
демократический социальный институт, попутно использовав его для достижения
своих нечистоплотных целей. Государство должно быть лишь средством исполнения
воли народа (общества), а не самодовлеющей структурой, стоящей над обществом
и стремящейся увековечить свое господствующее положение.
Ситуация должна быть обратной: государственные органы всех уровней должны
в своей деятельности ориентироваться на решение проблем, выявляемых Социальными
Форумами в качестве неотложных или первоочередных, а в наиболее ответственных
и значимых для общества случаях принимать их выводы и требования к прямому
учету и немедленному исполнению. Во всех случаях предполагается разработка
необходимой для реализации поставленных задач законодательной базы и соответствующие
действия органов исполнительной и судебной власти на тех уровнях компетентности,
на которых требуется. Этим Социальный Форум отличается от референдума,
а также тем, что его деятельность не носит разового характера, а осуществляется
постоянно.
Особенности механизма функционирования Социальных Форумов
определяются тем, что действенность, эффективность и жизненность форумов
непосредственно зависит от их способности правильно выявлять, обозначать
и намечать принципиальные пути решения текущих проблем. Это зависит, в
свою очередь, от активности участия в них людей, представляющих интересы
всех слоев общества. Только максимальное, заинтересованное, неформальное
участие наиболее активной части населения, всех его социальных групп в
обсуждении текущих дел общества на всех его уровнях может обеспечить Социальным
Форумам правильную оценку ситуаций в районе, области, стране и в каждом
случае найти принципиальный выход из имеющихся трудностей. Только доказав
свою способность постоянно решать такую задачу, Социальные форумы действительно
смогут непосредственно представлять волю народа.
Таким образом, механизм СФ должен обеспечить выполнение указанных условий:
а) убедительное представительство всех основных слоев и групп населения
на Форуме; б) активное участие в Форуме данных представителей; в) объективная
оценка реальной ситуации в стране (регионе, районе) в ходе работы Форума;
г) обоснованные в ходе обсуждений выводы относительно оптимального решения
выявленных проблем. В соответствии с необходимостью решения данных задач
механизм СФ имеет два уровня: организационно-сетевой и социально-активный.
Организационно-сетевой является постоянно действующим на
основе использования Интернет-сети Страницы соответствующих Интернет-форумов
(ИФ) открываются на общенациональном, региональных (областных) и местных
уровнях. Содержание всей этой сети финансируется отдельной строкой в бюджетах
соответствующих уровней.
Задача сетевого функционирования состоит в систематизации и типологизации
поступающих предложений, выявление ведущих по актуальности и массовости
тем предлагаемых обсуждений, проведение Интернет-обсуждений, если этого
достаточно для решения соответствующих вопросов или целесообразно для
уточнения характера проблематики предлагаемых тем и т.д.
Особенно важным является выяснение актуальных проблем, -которые не получают
решения в структуре государственного управления в силу отсутствия соответствующих
механизмов, или их решение требует 'реформирования государственных функций
и институтов. Рассматриваются не только авторские, а и анонимные материалы,
поскольку последние могут исходить от инициативных и неравнодушных работников
государственной сферы, не находящих понимания у бюрократических государственных
структур. Такие парсические предложения из сферы генерологии могут оказаться
наиболее ценными с точки зрения профессионализма и эффективности предлагаемых
решений.
Интернет-форумы регулярно информируют власти соответствующего уровня
о результатах обобщения поступающих материалов и получают обратную информацию
о реальных мерах по учету поступивших предложений. В ходе обработки материалов
Интернет-форумы разных уровней обмениваются информацией и перераспределяют
ее между собой в соответствии с уровнем своей деятельности, обеспечивая
представительство разных социальных слоев и географических участков.
По мере выявления и накопления вопросов, решение которых невозможно в
режиме сетевых обсуждений и текущей связи с официальными структурами,
создаются предпосылки и необходимость подготовки проведения социально-активных
форумов (САФ). Интернет-форумы (каждый в определенной независимости от
других, особенно при решении региональных и местных проблем) переключаются
на работу по подготовке и проведения соответствующих социально-активных
форумов по мере необходимости.
Начинается эта работа с обнародования в Интернете и других средствах
информации (соответствующего уровня) объявления о подготовке проведения
Социального форума и о главной теме (главных темах) его обсуждения, кратко
раскрываются основные проблемы, вытекающие из проведенной обработки материала,
приглашаются к участию все заинтересованные социально-активные граждане,
особенно представляющие разнообразные негосударственные и непартийные
движения (что не исключает участия государственных и партийных функционеров,
но не как представителей данных структур), ассоциации, профсоюзы, молодежь,
женские, экологические и другие организации, указывается место, время
и условия проведения САФ и участия в нем.
Второй этап состоит в регистрации поступающих на соответствующие сайты
заявок, координации всего процесса подготовки форума, решении организационных
проблем, в том числе через контакты и договоренности с органами власти
и спонсорами, осуществляется планирование механизма проведения САФ, аккредитация
журналистов, публикация справочных материалов для участников, прессы и
т.д. Для решения всех этих проблем, в том числе координации всего комплекса
работ, на время подготовки и проведения форума привлекаются на безоплатной
основе активисты общественных движений, представляющих разный культурный,
политический, региональный, конфессиональный и иной фон, которые прибывают
одновременно и включаются в работу, в которой деятельность постоянно сочетается
с координацией ее осуществления, любые инициативные действия поддерживаются,
если не идут вразрез с общими задачами форума. Вообще, институт форумов
предполагает высокую самодеятельную активность людей, приветствует процессы
самоорганизации и самоуправления и основывается на них. Здесь исполнение
желания что-то делать поддерживается всеми и полностью зависит от самого
участника, как и он стремится помочь действиям других в общем деле всех,
смысл которого всем понятен.
Социально-активный форум. Проведение САФ предполагает масштабное
собрание людей, представляющих по возможности все основные слои и социальные
группы и регионы общества (если речь идет об общенациональном САФ), области
(региональный САФ), района (районный САФ), знающих ради чего они прибыли
на Форум и желающих плодотворно работать. САФ имеет целью широкое непосредственное
и открытое обсуждение участниками Форума волнующих их проблем в разнообразных
секциях, конференциях и через любые другие формы, которые предложат сами
участники, например - в спектаклях, игровых действиях, через донесение
информации в плакатах, документальных фотографиях, рисунках, графиках,
вывешенных в холлах и за их пределами, в свидетельствах и рассказах очевидцев
и участников обсуждаемых событий и т.д. Одновременно накапливается информация,
касающаяся путей решения проблем, которая также обсуждается, что способствует
выработке общего оптимального решения.
Условием работы Форума является демократизм. Каждый участник уважает
других как единомышленников, активен и самоценен, не ждет приглашений,
предлагает то, что считает нужным, поскольку на Форуме нет начальников
и подчиненных, есть лишь координаторы, выполняющие организационные функции
ради удобства и высокой эффективности работы всех, есть понимание общей
задачи и стремления ее решить. Каждый вопрос может стать главным, если
это окажется интересным всем. Формат программы стремится предоставить
больше места самоорганизованным действиям, в которых участвующие в Форуме
организации сами формулируют и разрабатывают планы и программы своего
участия. Внешне САФ может производить впечатление хаоса, но это хаос творчества
и порождения, а не хаос разложения, он позволяет за короткое рабочее время
Форума проделать работу, получить идеи и открыть новые горизонты, которых
не осуществить за время длительной "упорядоченной" и размеренной
процедуры индуктивно-дедуктивных или иных подобных поисков, поскольку
здесь участвуют не только логика мышления , а и логика чувств, эмоций,
вся полнота нашего отношения к социальному миру, и не только к социальному
(особенно при обсуждении экологических катастроф, проблемы здоровья, питания,
архитектурных проектов и т.д.).
Цель работы Форума состоит в том, чтобы в свободном поисковом дискурсе
участников (вербальном, образном, эмоциональном...) сосредоточить внимание
на обнаружении консенсуалъных компонентов не только в понимании обсуждаемых
вопросов, а и в их решениях. Эти компоненты с максимальной полнотой и
четкостью фиксируются в обобщающем документе - Декларации Форума на итоговом
пленарном заседании Форума.
В заключительный день работы Форума по выработавшейся в мировой практике
традиции происходит марш и манифестация участников и всех желающих в поддержку
принятой Декларации Форума, публичное оглашение данной Декларации на заключительном
митинге. От имени участников и тех, кого они представляют и как воля тех
и других Декларация Форума передается соответствующему высшему представителю
государственной власти (страны, области, района) для принятия к исполнению.
Неисполнение требований Декларации является предпосылкой отставки соответствующего
лица как игнорирующего волю народа.
Национальный (Украинский) Социальный Форум имеет международное измерение,
рассматривает себя как часть более широкого процесса социальной мобилизации
- Мирового Социального Форума, действия которого направлены на отстаивание
универсальных прав человека, граждан всех наций, за демократизацию системы
международных отношений и правосудия, равенство и суверенность народов,
и гармонизацию отношений с окружающей средой.