Трансформация философского
и гуманитарного образования
(тезисы сообщения)
1. Трансформация высшего гуманитарного образования предполагает трасформацию образования среднего.
2. Трансформация среднего образования предполагает его диференциацию.
3. Я предлагаю взять за исходную немецкую модель диференциации среднего образования в старших класах:
Общая школа - для тех, кто не собирается делать академическую или вообще интеллектуальную карьеру.
Профессионально-технические училища для тех, кто собирается заниматься техническими срециальностями с
ориентацией на поступленеие в технические ВУЗы.
Гуманитарные гимназии для тех, кто хочет делать академическую карьеру с ориентацией на дальнейшее
университетское образование (например, философское).
4. Среднее гуманитарное образование в гимназиях обязательно включает в себя классическое гуманитарные
дисциплины: живые (хотя бы 2) и мертвые (хотя бы 1) языки, история, но не политическая, а скорее история
культуры, философия, психология, логика. Примером необходимого для преподавания этих дисциплин учебника может
служить переводимый мной учебник по философии.
5. Такая диференциация среднего образования делает ненужными общеобразовательные курсы в университетах и
позволяет сосредоточиться на актуальных проблемах современной науки.
6. Такая переориентация высшего образования в философии неизбежно ведет к тому, что на философских факультетах
отдельных университетов не может быть представлена философия вообще, но должны быть предложены некоторые
фундаментальные направления современной философской мысли. Причем каждый университет должен представлять
определенную школу, а не туманное философствование обо всем и ни о чем.