вход

хроника

клуб

корзина

мейл

Аленькова Ю.В.
julia_alenkova@hotbox.ru

Ф И Л О С О Ф С К И Е В О П Л И

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

"Философские вопли". Так называется цикл небольших произведений, жанр которых трудно определить. Это нечто из рода маргиналий, находящееся между литературой и философией, прозой и стихами. О чем я буду "вопить"? О разном. Поводом может стать что-то увиденное, прочитанное, пережитое. Специальных поводов выискивать не стану, но коль уж попадется - не упущу.
Почему я прошу поместить эти несерьезные тексты на сайте такого солидного философского клуба? Наверное, потому, что атмосфера клуба отлична от научных симпозиумов, академических лекций, семинаров и т.д. Тут можно не сдерживать себя жесткими рамками квалификационного сочинения или строгими требованиями к публикациям и докладам. Возможность самовыразиться - вот что привлекает меня в клубе "Минерва", и я буду благодарна, если клубящиеся снизойдут до выслушивания "философских воплей".
Название сиих творений позаимствовано из сочных фразочек Ивана Голоты. Так он окрестил мои изыски в электронно-эпистолярном жанре. За это ему признательна, и надеюсь, что не сильно задела его авторское самолюбие. (В качестве моральной компенсации, если будет успех, разделим вместе, а провал полностью возьму на себя).

С уважением поклонница клуба "Минерва"
Юлия Аленькова

P.S. Все, кто захочет возопить по поводу моего вопиющего дилетантизма, популизма и ахинеизма, пожалуйста, сделайте это по адресу: julia_alenkova@hotbox.ru


1. ПОСТМОДЕРНИСТСКИЕ ВАРИАЦИИ ИЛИ ЧЕЛОВЕК В ТРАХ-МЕРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

ПОВОД
В начале учебного года коллега, улыбаясь, протягивает мне небольшую вырезку из газеты. В статейке "Позиция постмодернизма номер два" автор Алексей Топоров описывает типичную постмодернистскую ситуацию в реальной жизни. Привожу содержание заметки дословно:

"Поздний вечер в изысканной московской квартире. Хозяйка подает гостям кофе, коньяк, ликеры... Горит мягкий свет, звучат приглушенные голоса, идет размеренная интеллектуальная беседа.
- Все-таки позиции постмодернизма по-прежнему сильны в литературе...
- Да, но вы же помните, как у раннего Барта...
- Но вы сравните это с идеями того же Барта зрелого периода!
Дальше - как в анекдоте. Вдруг среди всего этого благолепия в квартире раздается чье-то шумное дыхание и громкие голоса:
- Да! Да! Я хочу тебя! Раком! Мне так больше нравится! О-о-о! Сильней! Еще, еще! О, кайф! Ах, я сейчас кончу!
Наступает кошмарная пауза. Хозяйка заливается краской. Хозяин извиняется и выходит в прихожую, при этом закрывая за собой дверь. Оттуда доносится его гневный голос:
- Сволочи! Мрази малолетние! Трахаетесь в подъезде, так хоть в домофон не упирайтесь!"
Рядом с текстом помещено фото целующейся парочки с надписью
"Как это делал Ролан Барт?"

ВОПЛЬ
Удовольствие от текста
Можно всюду получать,
Будь то лестница подъезда
Иль роскошная кровать.

У творцов постмодернизма
Было множество причин
Превратить мир организмов
В мир "желающих машин".

Ну а наш, народный, дискурс,
То воспринял сей же час,
Без мудренейших изысков
И наукоемких фраз

О, родное слово "трахнуть"!
Словно трактор тарахтит.
Не успеешь толком ахнуть -
Шестеренка отлетит...

2. НЕ ПРОСТО СХЕМЫ - ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ

ПОВОД
Лекция по семиотике для негуманитарной аудитории. Того требует программа по культурологии. Самое трудное - объяснить студентам, зачем им эта наука о знаковых системах. Рассказываю про Чарльза Пирса, Роллана Барта, про семиосферу и пр. Не греет. Думаю, заинтересую лотмановским исследованием "Евгения Онегина", объясню, почему Онегин не понял Татьяну, почему произошла дуэль с Ленским (по Лотману, эти герои используют разные знаковые системы, разговаривают на разных языках. Онегин - английский романтик байронического типа, с культом трагизма, разочарованности в жизни, Ленский - немецкий романтик, с восторженностью и ученостью, а Татьяна воспитана на английском сентиментализме, с его чувствительностью, порядочностью и "хорошими концами", и на русской культуре). Опять не греет. Студенты признаются, что "Онегина" изучали по критике, сюжет знают, и хватит. Тупик?..
Тогда я вспоминаю один эпизод из жизни. Ожидаю автобуса. Недалеко от остановки резко тормозит серый "BMW". Разгоряченный водитель с модной стрижкой "Тоска по армии", выходит, открывает дверь со стороны пассажира, пытаясь вытащить из машины девушку. Она упирается, плачет. Оба возбуждены, разговаривают громко, так что люди на остановке являются невольными свидетелями их "диалога". Вот уж действительно разные культурные знаковые системы! Парень в итоге добивается своего, и "BMW" нервно трогается с места. Возможно, в воспроизведении этого разговора я кое-то смягчу, но суть все же постараюсь отразить. Итак,

ВОПЛЬ
- Прошу тебя...
- Ты ж взрослая девчонка!..
- Не прогоняй...
- В печенках твой прикид!..
- Куда идти? В глазах, как будто пленка...
- Сказал же: на тебя, блин, не стоит!..
- Уйду. Но ведь нелепо так расстаться! Вину мою хотя бы проясни...
- Достала! Надоело зря трепаться. И больше на мобильник не звони!..

P.S. Прочитала стихи студентам на следующей лекции. Смеются. Спрашиваю: "Над кем смеетесь?" Парочка ребят: "Над собой". Один с галерки: "А я над той дурой. Она действительно дура, раз не понимает, что ему не пара. А хочет ездить на "BMW", тогда пусть терпит!" Может, стоило поставить этому оригиналу "плюсик"?...


3. ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ КОММУНИКАЦИИ

ПОВОД
Понимание - одна из главных философских проблем. Попробуй тут, умали значение философской герменевтики...
Однажды я ехала в поезде со своей школьной подругой. Мы мило болтали, и при этом вспомнили мою подругу по университету, которая в то время жила в другом городе. Надо было так случится, что в нашем же купе ехала ее соседка по общежитию, передавшая, и, возможно, по-своему, проинтерпретировавшая наш разговор, что чуть не стало причиной моего разрыва с той далекой, но в душе самой близкой подругой. Думаю, каждый может привести тысячи таких примеров: Он не понимает Ее, Она злится на Него. Ссора. Выясняется, что оба думали об одном и том же... Наши поступки, желания, мысли, слова. Горы смыслов. Мир растворяется в интерпретациях. Нужно изучать философию, чтобы научиться понимать?.. Но может, сначала надо научиться слышать и чувствовать друг друга. Пред-понимание, пред-философия...
Услышь меня! Подари свой голос! Уши, сердца, души настроим, создадим на-строение на одну высоту звучания, как настраивают свои скрипки, виолончели, оркестранты перед выступлением. Но вновь у кого-то будет болеть сердце, кому-то покажется, что он не звучит в унисон...

ВОПЛЬ
Вновь диалог вбивает в сердце сваи,
На разных полюсах Луна и Грош.
В который раз невольно вспоминаю
О мысли изреченной, что есть ложь.

Сквозь смыслов груд к истокам не пробиться.
Исчезло зеркало: где Я и где Другой?..
Удел из стаи изгнанной волчицы -
Безмолвный лес и заунывный вой.

А кто прельстился роскошью общенья,
Не знает всех ее метаморфоз:
Там, за туманом самовыраженья,
Непониманья высится утес.


4. ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ ТЕЛЕФОННОЙ КОММУНИКАЦИИ

ПОВОД
Листаю "Словарь культуры ХХ века" Вадима Руднева и натыкаюсь на статью "Телефон". Мысли простые и понятные. Но ценность их, наверно, в том, что сформулированы известным ученым, и черным по белому прописаны в умной книге. Вот некоторые цитаты из статьи, думаю, не нуждающиеся в комментариях.
"Телефон нарушил привычные логические связи между "здесь" и "там"... "Там" с большой буквы меняется на "там" с маленькой буквы. Как будто люди разговаривают из-за перегородки - не видят друг друга, но слышат голоса";
"Телефон резко поднял цену человеческого голоса, аудивиализировал культуру, но понизил ценность культуры письменной";
"Более того, всю первую половину ХХ века, телефон был одним из самых устойчивых символов любви, но именно любви ХХ века, символом любовного текста, любовного дискурса <...> телефон стал символом несчастной любви или разлуки" и т.д.
Статья интересная, наполненная фрагментами из литературных текстов. Она всколыхнула спокойствие моих душевных пластов.

ВОПЛЬ
Звонок бы тот узнала я из тысяч,
По звуку догадавшись: это он.
Но надо бы поглубже в сердце высечь
Молчанием карающий закон.

Свернулись в точку время, расстоянье,
Вне мира, что безумен и ретив.
Мне стало имманентным ожиданье,
Но в трансцендентность просится порыв.

Когда-нибудь мы встретимся в пространствах,
Где разногласий шум обнимет тишь...
Надежд моих оценишь постоянство,
И, может, через годы позвонишь.

5. ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ ВИРТУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

ПОВОД
В конце статьи "Телефон" В. Руднев пишет: "Поэтику телефонного разговора во многом изменили различные приспособления и ухищрения: автоответчик, определитель номера, сотовая связь. Электронная почта начинает вытеснять телефон".
Все это так. Е-mail. Сегодня это самый распространенный способ общения. Но он обезличивает собеседников. Электронное письмо не дышит жизнью. В нем нет эмоций. И какая разница, что за тембр голоса у писавшего его!
Нет, это не просто техническое изобретение: модем подключается к телефону! Это какой-то высший промысел! Один канал перекрывает другой. Или звони, ласкай шепотом, смейся, хохочи, плачь (кстати, не все так печально - существует же "секс по телефону", значит, ценится еще человеческий голос!) или стучи по клавишам, овладевай письменной культурой, если не согласен превратиться в автомат. В одной компьютерной газете прочитала анекдот: "Одиночество - это когда есть e-mail, а письма присылает только сервер рассылки". Наверное, это смешно...

ВОПЛЬ

Я так хочу Вам позвонить.
Но голос сел. Сплошные хрипы.
И в этом трудно обвинить
Простуду или вирус гриппа.

Не свыше ль посланный недуг
Одолевает то и дело?
Сначала поражает дух,
Затем, как штык, пронзает тело.

Взываю к помощи людей,
Знакомых, близких и далеких.
И в век компьютерных сетей
Легко остаться одинокой.

Чтоб заглушить и боль, и страх,
Спешу к услугам Интернета.
Да видно, не на тех путях
Лежат искомые ответы.

У паутины мировой
Свои негласные законы,
И взбалмошный характер свой,
И стиль весьма определенный.

Переместив на монитор
То, что внутри привыкло греться,
Вдруг остандарчиваешь взор
И ометаливаешь сердце.

Там обретает смысл иной
Написанное на бумаге.
Там общий почерк - скоростной,
Устранены руки зигзаги.

Картинка свиду хороша:
Все буквы на подбор и строчки.
Но уж не теплится душа
В поставленной со вздохом точке.

И парочка дежурных фраз,
Отбитых в ночь на воскресенье,
С друзьями связывает нас -
Вот символ нынешний общенья!

Пусть здравствует болезнь моя,
Надеждой глубь ее измерю,
Годами с нею на паях.
Здоровия нелеп критерий.

Я буду жить, пока больна,
Диагноз, будто жизни повесть:
И безнадежно влюблена,
И гложет неусыпно совесть.

6. БАНАЛЬНОСТИ НА ТЕМУ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
(в весьма пикантной тональности)

ПОВОД
Получаю телефонный счет за прошлый месяц. Две моих преподавательских зарплаты! Непреодолимая тяга к познанию виртуальной реальности обходится недешево. Но памятуя знаменитое бэконовкое "знание - сила" настойчиво продолжаю расширять границы собственного опыта.

ВОПЛЬ
Путешествуя по чатам,
Опыт обретешь богатый,
Утолишь свои печали,
Что немыслимо в реале.

В чат иду, чего стыдиться,
Пошалить да порезвиться.
Жизнь - поток и суета,
Сеть - фантазия, мечта

Что чудесней есть на свете,
Чем интим, но в Интернете!!!
Твой партнер горяч и страстен,
И при этом безопасен!

7. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПОВОД
Студенты механического факультета писали контрольную работу по теме "Немецкая классическая философия". Один из них вместо ответа прислал мне листок со следующим содержанием. Цитирую, исправляя, правда, грамматические ошибки:
"Я Вас люблю! При встрече с Вами моя познавательная способность, связывающая понятия, уходит в небытие, а разум вырабатывает такие идеи, что!..
Вы все время находитесь в сфере моего мышления. Вы совершили коперниканский переворот в моей душе. Вы для меня нечто трансцендентное, по сравнению с Вами я что-то трансцендентальное. Вы мой тезис, я Ваш антитезис, но следуя логике образования понятий, может ли произойти между нами синтез? (Ремарка - спросите об этом у Гегеля - Ю.А.). Моя любовь к Вам, как "вещь в себе", сущность, которая Вами непознаваема. Но это еще не все. Хочу сказать, что я буду Вас любить - по крайней мере, этот год точно!
От имени Канта студент Лукашенок В.В., группа ХМУ-001"

Оригинал сего письма хранится в ящике моего письменного стола среди особо ценных документов. Но что тут скажешь? Остается только возопить.

ВОПЛЬ
Любопытное посланье
Привлекло мое вниманье.
Не пойму, кто адресант:
То ль студент, то ли сам Кант.

Стало непростым открытьем
Это милое событье.
И стучит в висках вопрос:
Розыгрыш или всерьез?

Коль письмо лишь для прикола -
Браво! Неплохая школа.
Надо должное отдать,
И поставить в клетку "пять".

Коль всерьез? Со мной случалось:
В преподов сама влюблялась.
Но что делать на их месте
Этакой, в годах, невесте?

Антиномии рассудка
Обострились не на шутку.
Кант их вряд ли разрешит...
Может, Гегель просветит?

8. РАЗБОРКА "ПО ПОНЯТИЯМ"

ПОВОД
Собираю газетные вырезки. Один студент приносит "трофей". Ехидно усмехается: "Вот-вот! Благодаря Вашим лекциям четверть слов в этой заметке я уже понимаю".
Заметка такая. Вновь цитата:
"Рецензия на книгу:
Представленная автором психоделическая фантасмагория раскрывает перед читателем диалектическую экзистенциальность синдрома посткоитальной абсиденции, когда индивидуум не способен селективно абстрагироваться от ламинантно присущих ему девиантных аббераций, являя тем самым яркий пример конвергенции деструктивной ментальности и перманентно когнитивного креатива. Книга рекомендована для домашнего чтения 1-3 классов начальной школы".
Хорошо закручено. Но шутка горькая. Неужели я так говорю на лекции? Профессиональный снобизм, желание пребывать в сложных научных парадигмах, точно сформирует у студентов деструктивную ментальность по отношению к моему предмету.


ВОПЛЬ
Сколько терминов научных!
Может быть, без них и лучше,
Но заманчив и велик
Тот искусственный язык.

Хочешь умным показаться -
Надо долго упражняться,
Выговаривать слова
С легкостью, как дважды два.

Ой, студентики-ребята!
Я пред вами виновата.
Знать, учила не тому,
Что ни сердцу, ни уму.

Не словами вы играйте,
А почаще размышляйте.
Пыл ума, полет идей
Не попали б в плен сетей.

9. СМЕРТЬ СОКРАТА

ПОВОД
Заседание Ученого Совета. Разбирается вопрос о деятельности кафедры гуманитарных дисциплин. Недовольство. Внешний повод - не выпущенные в срок пару методичек, причина же - нежелание большинства коллег признать важность самого факта существования гуманитарной кафедры в техническом вузе, а предпосылка - давний, до сих пор не затихающий спор "физиков" и "лириков". Ситуация грозовая. Молодая поросль синергии естественнонаучного, точного и гуманитарного знания еле пробивается под сенью раскидистых дубов, прочно укоренившихся в неприятии. Заведующий кафедрой, молодой доктор наук (чего ему не могут простить ветвистые "кандидаты в доктора") избрал заранее проигрышную тактику корректного разъяснения позиции. Вал недовольства нарастает. "Убрать, сократить до минимума, к ногтю, каленым железом..." Уйдем. Растворимся. Исчезнем. Не будем будоражить умы и души. Пусть вместо инженеров получатся "карлики машинного двора"...


ВОПЛЬ
Цикуты яд уже готов:
Испить до дна он должен чашу.
Он безмятежен и бесстрашен.
Сомкнулся круг учеников.

Афин решило большинство:
Вопросы, споры, изреченья
Излишние родят сомненья -
И приговор: на смерть его!

Мудрец. Но сколько с ним проблем!
Без лат, и облик не суровый.
Владения - всего лишь слово,
Тем странен, неудобен тем.

Глоток. Не в нем ли смысл всего?
Но мир не осознал утраты...
Из века в век казнят Сократа,
И так решает большинство!


ВСЕХ, кто выслушал вопли,
БЛАГОДАРЮ за внимание и терпение.


 


Философский клуб "Минерва" 07.2001.

Хостинг от uCoz