вход

хроника

клуб

корзина

мейл

Кершис Олег, социолог
Мотузенко Богдан, социолог
motuzenko@ukr.net

ПОЛИТИКА КАК ИГРА
( основы игрового анализа политики )

Мы проигрываем культуру, а не культура играет нами. Так было в архаических обществах, где игра была неотъемлемой частью жизни. В более поздние времена, игра становилась необходимым элементом образования, искусства, религии, науки. Но таким элементом, который "знал своё место". Ибо она никогда не становилась всеобъемлющей, она лишь дополняла социальные отношения .

ХХ век начал менять эту, складывавшуюся веками, традицию. Игра и антипод игры - серьёзное, меняются местами. Игра как жизнь, и жизнь как игра. И без границ. И в этом переплетении порой трудно понять суть происходящего. Особенно это касается политики где, в череде скандалов и потрясений, утрачиваются, истинные цели политических игроков. Приход к власти Путина, "кассетный скандал" на Украине, ситуация с НТВ, "пленение" Бородина, "газовые войны" Тимошенко. Происходящее слишком похоже на то, с чем каждый из нас хорошо знаком - с игрой.

Ещё в первой половине ХХ века нидерландский культуролог Йохан Хейзинга описал "Homo ludens" - человека играющего. Уже тогда его слова звучали пророчески: "в случае со спортом, мы имеем, стало быть игру, которая застывает, переходя в серьезное, но ещё считается игрой; в другом случае - серьезное занятие, которое вырождается в игру, но сохраняет репутацию серьезного". Не то ли самое, можно сказать сегодня про политику? Нам кажется, политика в терминах игры - именно та метафора, которая поможет пролить свет на многие происходящие сегодня события. Мы предлагаем перенести язык игры в политику и "поиграть" с ней в той мере, в которой, вообще, допустимо играть с подобными вещами.

Игра при первом приближении кажется чем-то "детским", не заслуживающим внимания. Она ассоциируется с чем-то веселым "невсамделишным" и противопоставляется серьёзному, взрослому, что и есть "реальной реальностью" - не игрой. И, лишь при попытке определить ее, мы понимаем, что Игра намного сложнее. Политика не заслуживает сравнения с детским занятием. Но как не странно, всё чаще и чаще происходящее сейчас, на рубеже веков требует именно игрового анализа.

Что же происходит?

Начнём с игры. Игру можно понимать как иной мир, который противопоставляется миру повседневности. Внутри этого мира действуют свои правила, язык, знаки, своя рациональность, которая может быть доступна только играющим, или тем, кто эту игру создал. Так, дети, играющие в диких зверей, очень серьезны в своей игре, потому что в данный момент, они есть звери с максимально возможной степенью подобия. Там царит иной порядок, который не подчинён порядку вне игры. Там есть игровые пространства, в которых разворачивается действие (шахматная доска, как поле битвы, или детская комната становящаяся джунглями). Вместе с этим, игра конечна и ограниченна во времени. Ее можно прекратить ("я больше не играю!") и, самое главное, воспроизвести неограниченное количество раз, играя снова и снова.

Конструктом Игры, ее сутью являются правила, определяющие ее. Эти правила тотальны, их нельзя игнорировать или нарушать в принципе. Изменять или устанавливать правила вправе только создатель игры. Нарушитель же или покидает игру или сама игра перестаёт существовать как таковая вследствие изменения правил. С новыми правилами будет уже новая игра или не игра вовсе. Это утверждение распространяется и на случай, когда сами игроки захотят изменить правила игры. К примеру, решат играть в шахматы без ферзей. Автоматически произойдет следующее - игра прекратится, по обоюдному согласию ферзи будут удалены, и начнется, по сути, новая игра под названием "шахматы-без-ферзей". В случае одностороннего изменения правил (читай: нарушения) игра перестает существовать как таковая, хотя об этом не знают другие игроки. Выявление нарушения влечет за собой отмену результатов игры. Cоблюдение правил в любой игре отслеживается неукоснительно. "Судья" может быть внешним по отношению к игре, часто, это просто необходимо. За неимением такового роль "рефери" еще более успешно выполняют сами игроки.

Цель любой игры - победа. В игре всегда есть противник, реальный или вымышленный и его необходимо победить любыми средствами, которые не противоречат правилам. Императив победы следует подчеркнуть особо, - он всегда присутствует, даже если не представлен явно. Игра существует как состязание, какой бы она не была по содержанию или форме. Ибо даже в случае игры в "дочки-матери" - получается своеобразное "состязание" на лучшее представление ролей "мамы" и "дочки". В театре например, даже при отсутствии непосредственного противостояния, актеры на сцене увлечены лучшим представлением ролей, максимально блестящим их исполнением. Причём, в самом начале игры, позиции игроков равны.

Фигура игрока чрезвычайно интересна. Это "спортсмен", играющий при напряжении всех своих сил и возможностей. Прикладывая максимум усилий для победы, и с головой уходя в игру. Именно увлечённость игрой и составляет его наиважнейшую характеристику. Игра захватывает, увлекает в мир, где все подчиняется правилам игры. Тут присутствует некоторый элемент власти над игровым миром, который подчиняется тебе. Поэтому бывает трудно остановиться, перестать играть и вернуться к обыденности. Потому и страшна игра ради игры - она отрывает участников от действительности, захватывая возможностью конструировать собственную реальность.

Не менее интересным выглядит чувство обособленности и сопричастности к тайне, как необходимые атрибуты игры. Дети уходят играть в другую комнату, создаются шахматные клубы, целые сообщества любителей преферанса. Участники игры узнают друг друга, ощущая свою обособленность на основе им одним знакомого чувства увлеченности именно этой игрой, тонкостями и нюансами которой они владеют. Многие элементы игры скрыты от глаз непосвящённых. Только игрокам или создателям игры доступен ее смысл и предназначение, и только они посвящены в игру. Формирующаяся вокруг игры некая своеобразная тайна "знания и умения" делает своеобразным мир участников игры, стимулирует их объединение.

Все названные компоненты представляют собой игру в её чистом структурном виде. В действительности, в каждом конкретном случае игра принимает своеобразные формы. В чем же специфика той игры, в которую играют политики?

Давайте разберемся с политикой. Из множества существующих разнообразных определений мы остановимся на понимании политики как деятельности в сфере политических отношений. Под политикой мы будем понимать деятельность политических групп по установлению правил жизнедеятельности людей, например в государстве, установлению и поддержанию некоторого порядка в этом государстве в соответствии с принятыми нормами и принципами. Хотя масштаб общности для которой осуществляется политика не обязательно ограничивается масштабом государства. Это может быть, к примеру, политика Вуза по отношению к студентам. Однако чаще всего мы будем говорить о политике в сфере государственного управления. Без сомнения, важнейшей частью политики есть так же политическая борьба между различными силами. Такое определение политики (достаточно общее) необходимо для того, чтобы возможно было адекватно отразить ее в игровом анализе.

Любого политика несложно представить себе игроком. Политическая игра, происходит в некотором достаточно обособленном пространстве, попасть в которое непросто. Эта игра происходит согласно определённым часто недоступным критериям, на особом языке, в особой системе координат и действий. Играющие в политические игры люди, без сомнения, считают свою среду избранной, достаточно умелой именно для этого рода деятельности. Дух обособленности играющих в политике людей овеян таинственностью, мы говорим о "коридорах власти" или о "кулуарах" в которых, неведомым для непосвященных образом, творится то, что, мы называем мистическим словом "политика". Политическая игра в условиях демократического общества ограничена временными рамками. До следующих выборов надо успеть сыграть, до определенного момента необходимо предложить лучшую комбинацию, чтобы победить в высококонкурентном соревновании. Соперник в политической игре очевиден, ибо он претендует на тот же политический ресурс власти, который позволит ему улучшать жизнь избирателей. Правила политики, отслеживаются в формальном поле юридическими институтами, в неформальном поле оценки политической деятельности - общественным мнением и СМИ. Однако, так ли все просто?

Набор, достаточно очевидных аналогий позволяет говорить нам о политике как об игре, или, как минимум, подозревать в них много общего. Вместе с этим, определение цели политической игры и специфики формирования ее правил в игровом анализе указывают нам на определяющие ключевые особенности политически в целом.

Политик играет за главный приз политических игр - за власть. Власть, сложное социокультурное явление обладает одной уникальной особенностью - ее всегда мало. Абсолютной власти нет тем более в современных условиях, когда она ограничена целым рядом правовых и демократических институций (читай: "основными правилами игры"). В некотором смысле, она представляет собой недостижимый идеал абсолютных возможностей по изменению действительности. Это тот идеал, к которому стремится любой политик, чтобы осуществить свою программу. И даже тому политику, который идет в политику с самыми благими намерениями, все равно необходима власть для изменения ситуации в соответствии со своими убеждениями.

В терминах игры сущность власти можно интерпретировать, как право устанавливать свои собственные правила игры. Политическому игроку надо не только участвовать в игре, он с необходимостью должен стремиться еще к формированию своей собственной игры. Он вынужден быть фигурой, которая определяет игру, не играя по чужим правилам, но навязывая другим свои.

Вот этот императив достижения власти и делает политическую игру кардинально отличной от многих других типов игры. Такое стремление быть в игре одновременно и игроком и создателем игры, который устанавливает правила, делает политическую игру двухуровневой по характеру осуществления, разделяя ее на две особенных сферы - сферу публичной политической игры и сферу скрытой, "собственной" игры. В первом случае политик действует в рамках общих правил, играя наравне с другими игроками. Во втором случае пытается сформировать "свою игру", установить свои правила. Именно в этой, второй сфере политик и приобретает реальную власть.

Напомним еще раз основную особенность власти - ее всегда мало. Ее всегда не хватает, только лишь потому, что она всегда будет ограничена, законами, оппонентами. Любыми другими объективными и субъективными обстоятельствами. Человек, получающий возможность управлять чем-либо, осуществлять власть, быть творцом, будет снова и снова испытывать ее недостаток. Не следует воспринимать это в негативном ключе - это объективная особенность власти, стимулирующая человека к расширению своих возможностей.

Таким образом, политика как игра окрашивается в агрессивные тона - это борьба за право устанавливать свои правила игры. Именно свои, и только свои. Иначе политик уже становится не политиком в игровом смысле. И этот принцип часто превращается в самодовлеющий. Для сохранения или приобретения реальной власти можно поменять всё, убеждения, партию, язык, цвет власти и прочие - главное всегда устанавливать свои правила игры. По которым, кстати сказать, сам политик и не играет. Ярким примером тому, может служить оперативный союз коммунистического меньшинства в Государственной Думе с фракцией "Единство", на прошедших парламентских выборах в России для взаимовыгодного перераспределения комитетских портфелей.

Специфика правил политических игр заключена в их экспансивности. Это правила для других, для себя есть другие правила. Прекрасная иллюстрацией может служить история первого ареста и освобождения Гусинского, которое было совершено на основании некоего внутреннего договора (по своим правилам) в обход всех мыслимых законных процедур! Таким образом, внутри игры царит иной принцип жизни, вне тех правил, которые есть у нас, зрителей. Большая часть происходящего внутри игры для нас (зрителей) остаётся тайной.

Вот это разделение на игроков на "зрителей" и "вершителей" является еще одной печальной особенностью политический игры. При этой ситуации, часть игроков (а ими являемся все мы, как избиратели или граждане) являются потребителями только публичной части политической игры в то время, как внутренняя часть может кардинально отличаться от видимых действий. Выборы в таком контексте становятся вообще очень интересным мероприятием - ведь мы (зрители) выбираем тех, кто будет устанавливать правила игры для нас, но не для себя. Особенно печально это осознавать, что мы не являемся просто "зрителями извне", а в любом случае будем ощущать последствия двойных стандартов.

Если вспомнить, что всё это происходит в своеобразном политическом дискурсе, который иногда похож на спортивную психиатрию - семантическое поле терминов очень напоминает спорт с признаками шизофрении. Трудно понять кто с кем и за кого сейчас, и что он собственно хочет, кроме как остаться там, у власти. Ситуация с русским и украинскими языками в украинской политике может быть тому смешной хоть и грустной иллюстрацией - внутри игры царит русский язык, но на публике почему то доминирует украинский, как необходимый элемент публичной политики. Сам язык подсказывает, как же интересно раздваивается мышление участников игры, что даже публичная смена языка есть условие участия в данных политических играх.

Принцип остаться у власти любой ценой - разве это не вариант игры ради игры? Не важно во что и где играть. Главное играть в первой игре, быть вне правил (быть элитой, в нашем понимании этого слова) и при этом в публичной сфере желательно выглядеть политиком с большой буквы, так как зрители (т.е. все мы, обыватели) всё равно не знают кухни политических реалий. Таинственность, как необходимый элемент игры, работает безотказно. Что происходит, например, в политизированном деле "кассетный скандал - Гонгадзе" и почему - чаще остается тайной за семью печатями, чем достоянием граждан. Игра закрылась в себе. Она закрыта не потому, что постороннему игроку невозможно попасть в игру. Она закрыта потому, что в самом устройстве игры как системе нет механизмов демонстрации происходящего так, как оно происходит на самом деле. Если выразиться более точно - должна быть потенциальная возможность принимать собственные решения на основе достоверной информации, а не на основе слухов и иных неформальных источников информации. Игра должна стать открытой и публичной полностью в осуществлении всех ее декларируемых правил для всех участников.

Существование псевдоигр, как наиболее удобный инструмент достижения и формирования власти, является крайним выражением политических манипуляций в общественной жизни. Под псевдоигрой можно понимать ту игровую среду, которую конструируют как игру для зрителей и целью её является сокрытие истинных целей власти. Создают её игроки публичного уровня для нас, зрителей. Сама псевдоигра возникает из одностороннего изменения правил игры, в то время как часть игроков остается в убеждении, что они играют по старым правилам. Эта среда манипулятивного осуществления политики крайне пагубна для всей общественной жизни. В ситуации псевдоигр возрастает уровень недоверия населения к политике, а сама динамика наращивания манипуляций неизбежно стремится к скрытому тоталитаризму.

Ситуация превращения политических процессов в игры закрытого типа с двумя уровнями правил (публичности и реальности) не является единственно возможным вариантом развития событий. Конструирование открытых политических игр, где происходящее не является тайной и кухня принятия политических решений в той или иной мере ясна для большинства - другой путь, может быть не такой простой но, по крайней мере, заслуживающий внимания.

Для избежания вырождения игры в псевдоигру необходимо усиление компоненты публичности политики, максимального доступа всех участников игрового поля к информации о правилах и реальных процессах происходящих в ней. Кроме того, нигде так, как в политической игре не является так необходимой сильная позиция такого ее элемента как "рефери" или "судья" обладающего правом надзора за соблюдением правил. Причем, - и это логически вытекает из предыдущего - наряду с внешним рефери игры особенно сильны, должны быть позиции игроков как "взаимных контролеров" выполнения правил, где правила могут меняться только с согласия всех участников игрового процесса.

Политика как игра есть безусловная данность и этого нельзя избежать. Надо только стремиться различать игру и псевдоигру. Как только нарушаются правила декларированные для всех игроков - игры уже не существует, а начинается псевдоигра.

Псевдоигра суть манипуляция другими игроками. Создавая видимость равной игры с другими игроками, манипулятор движется к реализации собственных односторонних целей. Стоит помнить, что результат в политической игре может быть разным. В закрытой игре выигрывает только один - манипулятор. В открытых играх выигрывают все игроки, стремясь реализовать общие цели.

Сможет ли политик избежать искушения властью? Вряд ли. Поэтому политика навсегда останется упоительной и азартной игрой, которой будут болеть миллионы. И в этом смысле как честное соревнование политика и ценна доля блага миллионов. Не в наших силах это изменить, да и менять это не нужно. Однако, в наших силах не допустить вырождения игры. Давайте стремиться к этому.

 


Философский клуб "Минерва" 07.2001.

Хостинг от uCoz