вход

хроника

клуб

корзина

мейл


И.Кунчуров, И.Срибный


"Теоремы и принципы Самопознания и исследования философских учений с позиций постмистицизма"

(К докладу на заседании философского клуба "Минерва" 12.01.2003)

Одной из проблем, которая сегодня стоит перед думающим читателем является повышения качества его жизни. Для решения этой вечной актуальной проблемы нами рассматривается подход, сформированный в рамках философии постмистицизма.
Если говорить несколько упрощенно, то под постмистицизмом понимается философия, основывающаяся на исследовании духовных учений, способствующих трансформации психики человека, обретении мистического опыта Самопознания и характерного для него расширении сознания; научно-психологическом исследовании и философском осмыслении обретенного мистического опыта, а также на выходе за пределы мистического мировоззрения на качественно новый уровень самоосознания, понимания проблем и феноменов Бытия.
Это прорыв в философии, основы которого реализуются аposteriori базируется на разработках всемирно известных авторов середины ХIХ - конца ХХ в.в. в области философии и истории ее развития, религиоведения, фундаментальных исследований мистики, эзотерических знаний, а также гуманистической психологии. Значительный вклад в указанные направления внесли: Макс Мюллер, Эрнест Ренан, Корнелиус Тиле, Уильям Джеймс, Эдмунд Гуссерль, Р. Дж. Коллингвуд, Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Пьер Адо, Рамана Махариши, Карл Густав Юнг, Абрахам Маслоу, Роберто Ассаджиоли, Гершом Шолем, Алексей Лосев, Евгений Торчинов и др.
В рамках постмистицизма обоснование предлагаемого методологического подхода к повышению качества жизни базируется на следующих пяти апостериорных основных положениях (называемых поэтому далее не "аксиомами", а "теоремами") и на связанных с ними двенадцати принципах.
Теорема 1. При прочих равных условиях основную ценность для обеспечения качества жизни человека (т.е. счастья и безопасносности, довольства, включая целостность, материальный уровень жизни, сексуальный аспект и т.д.) имеет расширение его сознания и формирование "правильного" отношения к происходящему в результате Самопознания.
Теорема 2. Мистический опыт реален. Постижение Абсолютной Истины или Самопознания, как она понимается мистиками, достижимо.
Теорема 3. Наибольшую практическую ценность и эффективность для трансформации сознания имеют мистические практики, разработанные в рамках духовных культур различных народов.
Теорема 4. Обретенный мистический опыт может быть переосознан на качественно другом, более высоком уровне, чем это представлялось в начале Пути и непосредственно после Постижения "Истинного Я", "Абсолюта".
Теорема 5. Для обретения мистического опыта целесообразно обратиться к исследованию духовных учений, являющихся идеологической основой, вокруг которой формировались планетарные духовные культуры..
Прежде, чем рассмотреть разработанные принципы, определимся с основными используемыми ниже терминами.
Во-первых определимся с понятием идеализм и материализм. Как показывает опыт исследования духовных культур человечества, определиния этих понятий историческим и диалектическим материализмом являются искаженными, так как сегодня нам ясно, что они не соответствуют адекватному пониманию проблемы.
Первостепенное значение здесь имеет выяснение реальной бытийно-практической и мировоззренческой направленности человека, которое хотя и коррелирует, с его склонностью полагать первичность Бога, или материи, но не определяется ею.
С учетом изложенного, под идеализмом мы понимаем такое направление в философско-религиозной мысли, которое полагает основной ценностью человека и ориентирует [человека и] общество на плюралистическое духовное развитие, прежде всего, полагая при этом материальные ценности, развитие науки, техники и социальных структур общества пусть и важными, но условиями обеспечивающими духовное развитие.
Под материализмом нами понимается направление в философской мысли, ориентирующее человека на первостепенное накопление материальных благ, а общество - на развитие его социальных структур, науки, техники и экономики. При этом "надстройке" отводится третьестепенная роль, определяемая невозможностью ее игнорирования.
Далее, известны различые толкования и применения понятий "мистический", "мистика", "мистицизм", "мистический опыт" и "мистическое учение", "мистическое Самопознание" часто расплывчато-туманные.
Под словом "мистический" будем понимать "относящийся к мистическим учениям" планетарных духовных культур. Термин "мистические учения" рассмотрим более подробно. Он происходит от терминов древнегреческих мистерий - mustixo()j, мистик, тайный, таинственный и mustixa)(, мистика, таинство, таинственные обряды; впрочем, имеются и другие толкования, так слово мистерия производят от греческого "закрывать рот" [при обряде Посвящения] и др. Существенным здесь является то, что основным для понимания мистического опыта полагается его субъект - мистик в его связи с мистической практикой, представленной здесь в форме мистерий.
Кроме того, часто понятие "мистика" (обычно "средневековая") определяется как "религиозно-философские течения", которые видели путь постижения Бога "в сверхъразумном созерцаниии" и специфическом мистическом чувстве, а не в логике и рассуждении (см.: Философская энциклопедия. /Гл. ред. Ф.В.Константинов, т. 3, с. 455. М., "Советская энциклопедия" 1964. - 584 с.). Ценным здесь является указание на связь категории "мистика" с мистическим чувством, а также то, что она определяется через понятие "религиозно-философские течения".
Что касается понятия "мистицизм", то обычно оно в широком смысле охватывает необозримую область истолкования явлений природы, общества и человеческого мышления "как имеющих в своей основе таинственное, необъяснимое сверхъестественное начало" (см.: Философская энциклопедия. /т. 3, с. 456). В узком смысле понятие "мистицизм" охватывает область истолкования явлений природы, общества и человеческого мышления как основывающихся на мировоззрении мистиков, на мистическом учении. Следовательно, необходимо более строго определить понятие "мистическое учение".
В данной статье вводятся обобщающие определеня понятий мистический опыт и мистическое учение, охватывающие то общее, и с этой точки зрения наиболее ценное, что есть, прежде всего, в мировых и национальных религиях известных духовных культур, а также в ряде других ученияй (вопрос о типологии различных видов мистического феномена по другим признакам, связанным с сохранением множественности восприятия их адептов и составление общей топологии мистического опыта выходят за пределы данной статьи - А.): в индуизме (Адвайта-Веданта, Аштанга-Йога, Санкхья), в буддизме, в исламе (учение суфиев, Вахдат ал-Вуджуд, прежде всего), в иудаизме (Каббала), в зороастризме (учение Зерванизма и др.), в древнегреческой философии (Гераклит Темный и др.), в неоплатонизме, в мистическом учении Иисуса Христа и более поздних христианских мистиков, в Алхимии (египетской, греческой, арабской, западной, индийской, китайской), а также в неорелигиях (см. Кунчуров І.І. Релігії орієнталістського напряму в Україні /В зб.: Новітні релігії в Україні (c. 120 - 130). Редакційна колегія: В.Д. Бондаренко - головний редактор та ін. -К.: VIP, 2000.- 176 с.).
Исследование эмпирического мистического опыта перечисленных духовных учений позволяет заключить, что в их основе лежит психологический феномен мистического Постижения Единобытия (недвойственности) как тождественного собственному "Я" мистика. Что касается других определений мистического опыта, например, как "чувство, которое возникает у первобытных людей в результате непосредственного контакта с невидимыми реальностями" и приводящими в действие "афективную категорию сверхъестественного" (см. Л. Леви-Брюль "Мистический опыт и символы первобытных людей" в кн.: Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. /Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А.Н.Красникова. -М.: Канон+, 1998. -432 с. (История философии в памятниках)), то, с нашей точки зрения, эти определения упускают то основное, спецефическое, что собственно определяет и освещает содержание философской категории мистического опыта как таковой. Вуалирует понимание существа вопроса и приписывание мистическому опыту "таинственности" как основной черты, являющееся результатом недостаточного исследования современной наукой механизмов возникновения мистического феномена. Кроме того, известные определения часто подменяют понятие мистического опыта религиозным переживанием.
Учитывая изложенное, под мистическим учением понимается неотъемлемый элемент всех тех названных выше и других идеалистических философских учений великих духовных культур, доктрины и практики которых основываются на изменении убеждений о собственном "я" в результате психологического феномена, воспринимаемого как мистический опыт Самопознания или Богопознания путем непосредственного интраспективного переживания Одного, Постижения "Я Абсолюта", Единобытия (состояния недвойственности Бытия, в результате которого именно это Бытие определяет сознание), что крайне важно, без использования наркотических веществ. Последнее отличает, собственно, мистический опыт от его суррогатов.
Под "мистическим Самопознанием" (далее - Самопознание) понимается обретение мистического опыта Постижения своего "трансцендентного Я". Именно в такой редакции понималось известная дельфийская заповедь: "Познай Самого Себя" (конечно, имеются и другие подходы и возможности самопознания, включая познание своих личностных качеств и потенций, осознание себя как части окружающей среды - природы и общества и т.п.; эти подходы могут быть реализованы на ступенях, предшествующих обретению мистического опыта - А.). Заметим, что древнегреческий термин sofo/j (софо/с, мудрец) означает человека, пережившего мистический опыт Постижения Одного или Всеединства. Именно в этом смысле понимается Самопознание у Гераклита Эфесского; так же его понимают индийские джняни (мудрецы) сегодня; аналогичное понимание мы находим как в Каббале, так и в суфизме. С этим связана Высшая Мудрость. Отсюда понятия Джня/на (санскр. Мудрость), и Хохма/ (иврит. - Мудрость) как качество, обретаемое в результате постижения Единобытия. Чем умный человек реально отличается от Мудрого и в чем практически проявляется Мудрость?
- Умный знает как и умеет найти выход из любых сложных ситуаций.
- А Мудрый?
- Мудрый в эти ситуации не попадает.
- Почему так?
- Причиной недопущения этих ситуаций являестся целостность сознания Мудрого, которая и реализуется в его жизни.
Конечно, с позиций постмистицизма относительность этого "не попадает" очевидна, но оно, как правило, достаточно точно соответствует жизни реализовавших Самопознание мудрецов. Что же касается других, более "приземленных" определений, то в них ум и мудрость обычно оказываются [практически] синонимами.
Среди других категорий, существенных для понимания мистицизма, важными являются: феноменальное "я", "Высшее Я" и "Истинное Я".
Под феноменальным "я", или ego, понимается "я" как оно часто мыслится современным развитым человеком. Это известная из опыта совокупность: физического тела (прежде всего), биоэнергетического комплекса, а также желаний, переживаемых эмоций, мыслей и ментальных характеристик и различных потенций человека. Основными характеристиками ego являются его отделенность от других и наличие личных качеств. Согласно учениям мистицизма, восприятие себя как ego является невежеством и основной причиной эгоизма.
Под "Высшим Я" понимается обретаемый в опыте Самопознания Пуруша (санскр. - Человек) Раджа-йоги, Фраваши маздеизма и т.д., т.е. индивидуальная "бескачественная трансцендентальная сущность" человека, "Искра Божия", "Зритель", "Наблюдатель", "Контролер" и т.д. Основными характеристиками Высшего "Я" являются отсутствие личностных качеств и отделенность от других "Высших Я", тождественных с ним по Природе бескачественности. Согласно учениям мистицизма, опыт восприятия своего Высшего "Я" может привести к успокоению ума и освобождению человека от "оков материального мира", связывающих ложными мнениями.
Под "Истинным Я" понимается данное в опыте мистического переживания Единое "Трансцендентальное Я Абсолюта", Атман, ал-Хакк (Истина) в основе которого лежит Постижение Недвойственности, т.е. Единобытие всего сущего. Основным признаком Истинного "Я" является переживание Всеединства. В специальной мистической терминологии психологическое состояние мистика описывается на санскрите как Сат - Чит - Ананда, что, за неимением других терминов, обычно переводится как Сверхбытие (или "чистое Бытие") - Сверхсознание (или "чистое Сознание" и т.д.) - Сверхблаженство (как "Сверхспокойствие"). При этом мистический опыт восприятия Истинного "Я" рассматривается как Источник: постоянной Любви к каждому человеку как к Самому Себе, Освобождения от всех негативных личностно-эгоистических качеств, а также обретения состояния наивысшей духовной свободы от невежества, предрассудков и ошибочных мнений, достижение которой только и возможно для человека при жизни (Мокша, Мукти, Нирвана).
Определившись с терминами, рассмотрим воздействие мистического Постижения с философских позиций постмистицизма более подробно. Наиболее существенными являются пять следующих принципиальных особенностей воздействия мистического Постижения на человека, из которых первые две, как наиболее важные, определяющие ценность мистического переживания, присущи только "чистому" опыту, то есть, как пояснено выше, - отсутствием использования наркотических средств.
Первой и самой существенной особенностью мистического Постижения является обретение каждым Постигшим мистиком стабильного, нового, расширенного состояния сознания (РСС), как очищенного от прежних негативных привычек ума и чувств ("Рождение свыше"). Его важнейшей характеристикой является снятие всех проблем, имеющих дуальную природу мира множественности. Это достигается путем резкого понижения онтологического статуса этих проблем и предварительной очистки сознания, а также может быть сравнимо с субъективным исполнением всех желаний, и поэтому обычно эзотерически приравнивается к исполнению всех желаний мистика (в Адвайте, учении Вахдат ал-Вуджуд и др.; наиболее подробно этот вопрос рассмотрен в эзотеризме духовной Алхимии).
Второй важнейшей особенностью является самодостаточность мистического переживания, то, что для Постигшего мистика обретенная им sofi/a (софи/а, мудрость) не требует экспертного подтверждения извне.
Третьей особенностью является объяснимость (т.н. "иррационального" мистического Постижения посредством рационального, трезвого мышления возникновения его психологических механизмов.
Четвертой особенностью является принципиальная возможность обобщения мистического опыта в рамках отдельных направлений и школ (см., например книгу Эвелин Андерхилл "Мистицизм. Опыт исследования природы и законов развития духовного сознания человека". /Пер. с англ., под ред. В.Г.Трилиса, М.Неволина. - К.: София, 2000. - 496 с.). (Хотя, как замечено выше, вопрос о типологии различных видов мистицизма выходит за пределы настоящей статьи - А.).
Пятой особенностью мистического Постижения является принципиальная практическая повторимость мистического опыта путем соблюдения конкретных духовных технологий (нейропрактик), откуда - значимость наличия этих нейропрактик и, основывающихся на их применении, существование мистических школ.
Определившись с понятием мистицизма, рассмотрим вопросы настройки сознания.
Разработанными aposteriori десятью важнейшими эпистемологическими принципами, являющимися и принципами Самопознания и исследования философских учений с позиций постмистицизма являются: 1) высочайшая прагматическая польза духовного развития человека; 2) эффективность и полнота духовного развития; 3) необходимость непосредственного мистического Постижения Трансцендентной Истины; 4) сочетание мистической основы с рациональным объяснением мистических феноменов и переход от мистического Постижения к постмистическому осмыслению обретенного мистического Опыта; 5) самостоятельность работы и философского осмысления; 6) необходимость самомотивации; 7) честность (искренность) перед собой и другими; 8) опора на внутренние переживания, их осмысление, сенсорный опыт и научную достоверность при оценке мистических феноменов; 9) адекватное восприятие материала; 10) оценки иерархии рассматриваемых идей; 11) соблюдения определенной последовательности изучения различных духовных учений; 12) соблюдения требуемой последовательности восприятия материала при прохождении различных духовных ступеней внутри конкретного учения.
Заметим, что основы современного научного подхода к исследованиям были сформулированы еще в труде "Рассуждения о методе" гениальным французским философом Рене Декартом в виде общих четырех правил. Декарт излагает их следующим образом:
Первое - никогда не принимать за истинное ничего сомнительного.
Второе - делить каждое из исследуемых затруднений на части для лучшего их исследования.
Третье - придерживаться определенного порядка мышления, начиная с предметов наиболее простых и наиболее легко познаваемых и восходя постепенно к познанию наиболее сложного; после решения общих вопросов переходить к частным.
И четвертое - "составлять всегда перечни столь полные и обзоры столь общие, чтобы была уверенность в отсутствии упущений".
Роберт Антон Уилсон в своем труде "Психология эволюции" показал, что мозг, "ум и сердце" человека могут быть уподоблены имеющему комплекс тех или иных программ коллоидному биокомпьютеру, который выдает то, что в него заложено. Конечно, компьютер - не человек. Но если кто-либо в чем-то недоволен тем, что выдают его "ум и сердце", то ему следует обратить серьезное внимание на то, что уже есть в них, и что закладывается.
Суть разработанных нами принципов заключается в следующем.
1-й Принцип: высочайшей прагматической пользы духовного развития человека. Заключается в определении духовной эволюции человека как имеющей наибольшую для него и других пользу среди иных имеющихся у него жизненных возможностей.
Высшей целью развития является сам Человек, и в этом смысле "Человек - мера всех вещей". Иными словами, центральным объектом и субъектом мудрости является Человек.
В отличие от мистиков, отстаивающих Абсолютную истинность Трансцендентной Истины, aposteriori зрелая позиция выражается в том, что на этапе устремления к Самопознанию (мистическому Постижению) используется наиболее полезное, определяемое Истиной, а на стадии постмистического осмысления - Истинное и полезное. Иначе говоря, сама Истина мистицизма прагматически рассматривается нами как просто полезное, а ее Постижение - не более, чем инструмент для трансформации духовных качеств человека. В этом смысле можно говорить о сугубо прагматичном, сотериологическом ("спасительном") подходе постмистицизма к мистицизму как к одной из важнейших стадий духовной эволюции человека.
Итак, первый принцип высочайшей прагматической пользы духовного развития человека значит, что духовные Учения могут быть полезны для тех, кто хочет и может извлечь из них пользу, а именно: обрести мистическое Постижение и его правильное Понимание, уничтожить связывающие человека психологические предрасположенности (ненужные привычки ума, чувств и их привязанности - А.).
2-й Принцип: эффективности и полноты духовного развития заключается в том, что развитие должно быть наиболее эффективным.
Эффективность. Разработаны интегральные показатели эффективности развития:
а) полнота развития духовных структур (принципов) человека;
б) глубина трансформации сознания и самоосознания как основной элемент эффективности;
в) время и усилия, затрачиваемые на достижение конечного результата (рассматриваются как ограничения).
Разработаны детализированные характеристики этих интегральных показателей или критериев эффективности развития. (см. основной текст).
Итак, Путь Духовной эволюции определяется теми Учениями, которые имеют место в данную эпоху. Слишком большое накопление второстепенных учений могло бы привести к излишним потерям времени. Поэтому время и усилия, затрачиваемые на достижения конечного результата, рассматриваются как ограничения и означают, что наибольший результат должен быть получен в течение этой жизни, в кратчайший срок. Все это определяет требование выбора наиболее эффективных и действенных, проверенных временем Учений и методов их освоения. Именно мистические Учения, как основывающиеся на изменении убеждений о собственном "я", являются в этом смысле наиболее эффективными. Не менее важным является развитие духовного сознания вмещением духовных ценностей, придающих реальный, практический смысл мистическим учениям.
Итак, 2-й Принцип эффективности и полноты духовного развития. Полнота. Как утверждает один из основоположников религиоведения Макс Мюллер: "Кто знает одну [религию], не знает ни одной". Ни одно Писание не заключает в себе возможности полного духовной эволюции человека, поэтому она не ограничивается какой-либо одной духовной Книгой или Писанием. Онтологическое основание добра можно видеть в синтезе духовных культур, созидании, сотрудничестве и взаимопомощи, направленных на достижение общего блага, то есть блага человечества в целом. Тогда основание морального зла - в расположенности к обособлению и разрушению.
Паттерн полноты позволяет исследователю вместить и сопоставить комплексы различных Учений.
Другим аспектом паттерна полноты является обретение целокупного Высшего Сознания, взращенного на мировой духовной культуре, в частности - на понимании Сущности, сути и особенностей мистических доктрин, как опыта основоположников великих религий.
Прагматическая рабочая гипотеза во 2-м Принципе, - эффективности и полноты духовного развития, -основывается на том, что если человек использует культурное наследие комплекса верований, включая мистические Учения, то у него появляется новый выбор более эффективных ресурсов (и другой набор ограничений) в деятельности. Наличие выбора, состоящего в способности действовать исходя из различных поведенческих моделей очень ценно по сравнению со способностью действовать на основании одной модели. Если вы верите в любую из них - вы придерживаетесь ее и останетесь ограничены так же, как ограничена используемая вами модель.
В диалектическом контексте 2-й принцип эффективности и полноты духовного развития предполагает не только самодостаточность религиозно-мистических Учений, но и дальнейшее их интегральное постмистическое осмысление.
Сознание общества, состоящего из обладающего индивидуальными сознаниями его отдельных членов является определяющим при преобразовании социальной действительности. Однако методы его трансформации хотя и разработаны в рамках отдельных духовных культур, но осмыслены наукой еще недостаточно. Современных научных разработок в области психологии, исследования измененных состояний сознания (ИСС) и трансформации сознания человека недостаточно. Поэтому ориентация на современную науку является правильной при осмыслении тех феноменов и методик, которые имеют место в духовных Учениях Восточных культур, но недостаточной при выборе комплекса самих методик. Основной массив исследуемых методик должны составлять духовные Учения Востока и Запада.
3-й Принцип: необходимости мистического Постижения Трансцендентной Истины методом Самопосвящения. Так как методы мистицизма, с нашей точки зрения, являются наиболее эффективными среди классических методов трансформации, то этот принцип тесно связан с принципом обеспечения эффективности духовного развития.
По Канту коренная ошибка предшествовавшей педагогики заключалась в том, что она ориентировала перевоспитание на исправление лишь внешней стороны поведения. "...Моральное воспитание человека должно начинаться не с исправления нравов, а с преобразования образа мыслей и с утверждения характера, хотя обыкновенно происходит иначе и борются против отдельных пороков, а общий их корень остается незатронутым".
В соответствии с 3-им принципом необходимости мистического Постижения Причиной, по которой требуется Самопознание является то, что некогда Цельный ??? (Адам, человек), трансмутировался в человека "частичного".
"Существует только один способ понять культурный феномен, чуждый нашей современной идеологии, - открыть его "центр", утвердиться в нем, и уже с этой точки зрения постигать и другие, управляемые им ценности" - пишет Мирча Элиаде.
Путь всех великих учителей человечества, таких мистиков как Будда, Гераклит Эфесский, Иисус Христос и др., проходил через мистическое Постижение. Как показывает их опыт, обычной религиозности или этических знаний недостаточно для достижения высших ступеней духовного развития. Ибо если нет мистического опыта, то всегда может оставаться слишком много заблуждений относительно природы Истины, мистицизма, а также для не-Знания и эгоизма.
С позиций постмистицизма 3-й принцип необходимости мистического Постижения имеет значение постольку, поскольку без Опыта мистического Постижения не может быть его полноценного постмистического осмысления и не может быть произведена соответствующая последующая интеграция личности.
Рассматриваемый принцип необходимости мистического постижения также определяет ориентацию на мистический Путь, а не на живого наставника.
4-й Принцип: сочетания мистической основы с рациональным объяснением мистических феноменов и перехода от мистического Постижения к постмистическому осмыслению обретенного Опыта.
Первая часть 4-го принципа сочетание мистической основы с рациональным объяснением мистических феноменов. К рассмотрению и оценке расширенных состояний сознания (РСС) и пониманию механизма их возникновения следует подходить не только с позиций той или иной религиозной культуры, а и с позиций интраспективного исследованию собственного мистического опыта. Расширенные состояния сознания могут рассматриваться как имеющие место феномены, находящиеся поэтому вне компетенции веры, в собственном смысле этого слова, то есть как установленные. Иначе говоря, РСС понимаются как элементы эволюционного процесса, которые являются результатами причинно-следственной цепи (происходящих в информационных "духовных мирах" - А.) событий. РСС вызваны применением детально разработанных мистических практик. Сами эти феномены могут быть познаны, а практики - усвоены как при устной передаче, так и на основании письменных источников, а их действие - научно объяснено.
Вторая часть 4-го принципа "переход от мистического Постижения к постмистическому осмыслению обретенного Опыта" практически реализует диалектический закон "отрицания отрицания".
Для более эффективной работы в социуме человек должен вернуть себе утраченные атрибуты своего "Я", но уже нового качества. Основным методом здесь является осмысление мистического Опыта с психологических позиций его оценки как "расширенного состояния сознания" и "инструментальности "Истины". Поэтому постмистическое осмысление определяет необходимость выхода из состояний самоцентрированности (пребывания в "Высшем Я") и Единственности.
Говоря о 4-м принципе сочетания мистической основы с рациональным объяснением мистических феноменов и перехода от мистического Постижения к постмистическому осмыслению обретенного Опыта, можно предположить, что рано или поздно об "иррациональном" мистицизме будут говорить как о действенной ветви психолого-математических наук. Это может стать логичным завершением долгого периода возмужания психологии мистицизма в результате синтеза психологий отдельных мистических наук [суфизма, каббалы и т.п.] и других более ортодоксальных областей психологии.
5-й Принцип: самостоятельность работы и философского осмысления. Он тесно связан с практической реализацией идеи Самопосвящения, а также направлен на развитие необходимости обретения самостоятельности мышления. При глубоком философском осмыслении ведущих духовных культур, обеспечивающих достаточный выбор из набора различных взглядов, идей и т.п. человек может самостоятельно сформировать собственные философские взгляды, а не иметь навязанные ему "истинные" убеждения.
В соответствии с 5-м принципом самостоятельности работы и философского осмысления, обретение Постижения не отличается в этом смысле (самостоятельности) от других видов религиозной практики, практик саморазвития и т.п.
Как известно, всегда были мистики, Постигшие Истину самостоятельно, без живого наставника. Как правило, ими и являются большинство имеющих прямой контакт с Истиной ведущие мистики всех времен. Современный человек, интересующийся духовными вопросами, но не научившийся учиться по книгам, вряд ли вообще может учиться по-настоящему и, тем более, выйти за пределы мистицизма.
Согласно 5-му принципу самостоятельности работы и философского осмысления все 10 принципов предназначены для консультации сознания искателя. Всю работу делает он сам. Он - собственный наставник и терапевт в одном лице. Он сам определяет направление своего саморазвития и напрямую общается со своим сознанием, а принципы обеспечивают возможность двигаться ему дальше. Конечно, он может выбирать направление своего развития как последовательность осваиваемых Учений полностью самостоятельно, включая работу с дополнительной литературой.
6-й Принцип: самомотивация. В соответствии с ним ставший на Путь человек должен постоянно мотивироваться на саморазвитие, усваивая тот или иной материал философских учений. Это положение тесно связано с первым принципом (прагматической пользы духовного развития).
Принцип самомотивации предполагает ясное осознание выбора направления движения духовного развития до его начала, подобно тому, как это происходит перед путешествием. При этом ключевыми являются вопросы: Зачем? Куда? Как? Стоит ли оно того, или можно выбрать нечто лучшее?
На уровне обретения Постижения и мистицизма это развитие устремленности к Постижению и последующему осмыслению психологического механизма его возникновения. Этот принцип предполагает сознательное обретение установки на поиск, осмысление, практику всего полезного, развивающего и утверждение в ней.
На уровне постмистицизма 6-й принцип самомотивации заключается в самомотивация на Реализацию Высшей воли Человека как духовное Сотворчество.
7-й Принцип: честность (искренность) перед собой и другими. Этот принцип, близкий тому, на который указывал еще Ф. Ницше, когда писал о "честности", или "порядочности" (Redlichkeit), которая позволила бы смотреть в глаза своему Субъекту, имеет особое значение и отражает стремление к объективности. Основным мотивом подлинно научного исследования мистицизма является искреннее осознанное стремление к обретению ясности и истинности (или достоверности).
По Канту: "Нужно искоренить "тронутое гнилью место нашего рода" - лицемерие - привычку обманывать себя относительно своих собственных намерений, "умствовать наперекор строгим законам долга и подвергать сомнению их силу", "делать их более соответствующими нашим желаниям и склонностям".
7-й принцип честности перед собой и другими предполагает наличие объективности; такую позицию, как не принижение одних религий во славу других, в частности господствующих в данном регионе.
Принцип честности предполагает языковое исследование и соответствующее освещение предмета, даже если оно не вписывается в рамки рассматриваемой традиции. При этом необходимо, по возможности, четкое разграничение и осмысление информации об имеющихся подходах: научном и традиционно-религиозном, а также о взглядах или мнениях тех или иных исследователей.
Следуя 7-му принципу, честности, необходимо будет признать, что вера есть принятие совокупности доктрин или отдельных воззрений, взглядов и положений, которые для каждого человека, мыслящего действительно логически и эмпирически-аргументированно могут представляться: практически вероятными, возможными, маловероятными или до смешного наивными. Вера же требует отсутствия различения этих градаций.
С принципом честности связано следующее утверждение Олдоса Хаксли (1894 - 1963): "Избыток "Мудрости" столь же вреден, как и ее недостаток; в этом деле лучше обойтись без жульничества". С позиций постмистицизма, сегодня (речь не идет об отдаленном "донаучном" прошлом - А.) жульнической является установка на обретение мистического Знания как Конечной Цели без осознания самой Ее Относительности.
8-й Принцип: опора на внутренние переживания, их осмысление, сенсорный опыт и научную достоверность при оценке мистических феноменов. Является одним из важнейших аспектов практической реализации принципа честности.
Этот принцип заключается в необходимости основываться на переосмысленном собственном внутреннем опыте, а также на освидетельствованных, подтвержденных и тщательно проанализированных и объясненных наукой эмпирических данных, а не на "фактах", даже изложенных в одном или нескольких Священных Писаниях, мифологиях и духовных источниках различных народов мира.
В связи с восьмым принципом, - опоры на внутренние переживания, их осмысление, сенсорный опыт и научную достоверность при оценке мистических феноменов, - заметим, что еще один из основоположников религиоведения Макс Мюллер верно утверждал в книге "Введение в науку о религии", что возможность опытной проверки истины является не менее важной, чем ее обретение. Это же относится к психологическим явлениям мистицизма, в частности к "Абсолютной Истине" феномена Постижения.
В соответствии с 8-м принципом опоры на внутренние переживания, их осмысление, сенсорный опыт и научную достоверность при оценке мистических феноменов, для определения соответствия какого-либо феномена действительности, связанного с человеком, используют следующие три вида верных свидетельств, которые объединяются возможностью их проверки. Это: 1) свидетельство чувств (которое подтверждают и могут проверить другие); 2) мнение авторитета, которое подтверждают и могут проверить другие; 3) выводное знание, (которое могут проверить другие логически на основании верных исходных тех же предпосылок, что и проверяемый вывод).
9-й Принцип: адекватного восприятия материала имеет три аспекта.
Первый аспект заключается в том, что основным является изначальное освоение идей так, как их понимают апологеты рассматриваемого Учения. Традиция мыслится внутри самой себя, так, как она мыслит сама себя. При этом не исключается проведение сравнений: параллелей и аналогий с другими, уже известными философскими системами, которое на этапе ознакомления с рассматриваемым Учением и его освоения носит вспомогательный, проясняющий характер.
Второй аспект 9-го принципа - адекватного восприятия материала, - тесно связан с первым и заключается в необходимости восприятия Учений в той терминологии, в которой его понимали его апологеты.
Третий аспект 9-го принципа - адекватного восприятия материала, - заключается в необходимости осмысления накопленного опыта с позиций синтеза современного научного знания. Исследуемая Традиция мыслится внутри совокупности других традидиций так, как она мыслится наукой.
Как заметил основоположник аналитической психологии, выдающийся психолог К.Г.Юнг, любой духовный опыт предполагает психическую реальность, и эта реальность состоит из определенных смыслов и структур, заниматься которыми - право и долг психолога. А следовательно эти понятия могут излагаться в психологических терминах. Таким же полезным и необходимым является и облегчающее понимание духовных технологий использование терминологии и других наук.
Заметим, что третий аспект 9-го принципа (использование современной терминологии) не противоречит его второму аспекту (восприятие Учений в той терминологии, в которой его понимали его апологеты), а дополняют друг друга, поскольку два этих аспекта применяются во времени последовательно, т.е. соотносятся с различными временными интервалами.
10-й Принцип оценки иерархии рассматриваемых идей заключается в изучении и проведении анализа рассматриваемых концепций, доктрин и положений с последующим определением уровня и содержания заложенного в них смысла. Этот принцип тесно связан с предыдущим, девятым принципом адекватного восприятия материала.
Все точки зрения и идеи могут быть проклассифицированы и сформированы по критерию глубины их понимания и по другим критериям. Возможность таких классификаций определяется наличием общих закономерностей ментальной и духовной эволюции человека, методов развития и определяемых ими духовных ступеней, которых достигает человек.
В соответствии с 10-м принципом оценки иерархии рассматриваемых идей, основными уровнями толкования мистических учений являются: экзотерический (буквальный) и эзотерический (тайный, имеющий скрытый смысл). В более сложных случаях может иметь место метод триады эзотерического толкования:
- буквальное понимание ("от земли");
- метафорический "небесный" смысл ("к небу") в соответствии с известными тайными доктринами, трансформирующими мировосприятие человека (мистицизм Самопознания, реинкарнация, карма и др.);
- "земной", глубинный эзотерический смысл ("вновь нисходит на землю"), скрывающийся за этими доктринами, соответствующий постмистическому проникновению в сокровенное содержание "небесного" смысла на основе приведенных прогрессивных принципов.
При таком вмещении смыслов и оценке их воздействия на человека и достигается полное понимание эзотерических паттернов текста.
По уровню восприятия тексты могут толковаться с точки зрения следующих мировозренческих систем: до-теистической (естественно-светской), теистической (религиозной), мистической, научной, постмистической. Постмистический уровень характеризуется полнотой понимания перечисленных смыслов как необходимых ступеней духовной эволюции человека.
Принципы 11-й и 12-й определяют последовательность рассмотрения духовных учений.
Принцип 11-й соблюдения определенной последовательности изучения различных духовных учений, направленных на развитие высших "принципов человека".
С учетом практического удобства использования известных классификаций структуры человека (рассмотрены классификации, известные из Каббалы, христианства, суфизма, индуизма, Теософии, НЛП, восьмиконтурная классификация по Т.Лири-Уилсону, и др.), все основные учения проклассифицированы нами по классификационному показателю принципа семиричной структуры человека, на который эти учения преимущественно воздействуют. Особое, духовное, значение здесь имеют учения, развивающие высшую триаду (пятого, шестого и седьмого принципов: Духовного Ума, Духовной Интуиции и Сущности).
Так, к группе учений, преимущественно воздействующих на Высший Манас (Духовный ум; некоторые из этих этических учений в той или иной степени связаны и с четвертым человеческим принципом, т.е. захватывают и уровень "высшего астрала" - А.), относятся: учение Конфуция, философско-этическое учение Будды, зороастризм, ряд идеалистических и "материалистических" философских учений древней Греции, Теософия, учение Нового Акрополя, Живая этика и др.
К группе учений, воздействующих на развитие Духовной Интуиции (как Пути к мистическому Постижению), относятся: Чань-буддизм, Дзен-буддизм, отчасти даосизм и др.
К группе учений, объектом которых является постижение Сущности, относятся мистические учения: Адвайта-Веданта, мистические аспекты учений Будды и Зороастра, учение Гераклита Эфесского, логии [Евангелие от Фомы] и канонизированные Евангелия свидетельствующие о мистицизме Иисуса Христа, учение Плотина, Раджа-йога, суфизм ал-Халладжа, профетическая Каббала, некоторые мистические труды Баха-Уллы и др.
К группе учений, связанных с постмистицизмом, примыкают учения Будды, духовная Алхимия, а также некоторые учения, которые ранее рассматривались исследователями в рамках мистицизма: направление ал-Джунайда в суфизме, учение о высших сфирот (здесь - "о качествах Человека" - А.) традиционной Каббалы, отдельные изречения Кришны и др.
Принцип 12-й соблюдения требуемой последовательности восприятия материала при прохождении различных духовных ступеней внутри рассматриваемого конкретного учения. Принцип заключается в необходимости исследования и осмысления последовательных духовных ступеней учения в том порядке, который определен самим этим учением.
Заключение. Конечно, при исследовании духовных учений можно руководствоваться и другими принципами; однако, согласно нашему опыту, результаты исследований, основывающихся на альтернативных принципах приводят к эпистемологическим ошибкам и поэтому, как правило, неадекватны ни Субъекту (при Самопознании), ни предмету исследования.

 


Философский клуб "Минерва" 07.2001.

Хостинг от uCoz