вход

хроника

клуб

корзина

мейл

И.Кунчуров, И.Срибный

Принципы самоисследования и исследования философских учений с позиций постмистицизма

Целью серии наших статей о мистицизме является привлечение внимания исследователей к вопросам мистического самопознания, обретения мудрости, и их философского осмысления в аспекте решения проблемы о жизненных приоритетах. В данной статье рассматриваются принципы, которые могут быть полезны как для исследования древних мистико-философских учений о мудрости и путях ее достижения, так и для внутреннего самосовершенствования.

***

В наше время осознание и обсуждение принципов, законов и правил мышления, на которых основывается выбор личных решений не пользуется особой популярностью, поскольку бытует мнение, что они скорее ограничивают своводу выбора, нежели утверждают ее. Другие полагают, что эти принципы, законы и правила не нужны или не представляют особой ценности, поскольку им тяжело следовать, что они невыполнимы, а также бессмыслены в силу многообразия жизненных ситуаций. Третьи ошибочно считают, что “все должно быть естественно”. Все это резко сужает сферу выбора их поведенческих решений. Это приводит к постоянным нарушениям обмена с окружающим миром по естественному закону. Обычно же за всеми перечисленными ошибками стоит эгоизм и его результат – ментальная лень.

Основы научного подхода были сформулированы в труде “Рассуждения о методе” гениальным французским философом Рене Декартом (1596 – 1650) в виде общих четырех правил. Декарт излагает их следующим образом: “Первое – никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью, иначе говоря, тщательно избегать опрометчивости и предвзятости и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и столь отчетливо, что не дает мне никакого повода подвергать их сомнению.

Второе – делить каждое из исследуемых мною затруднений на столько частей, сколько это возможно и нужно для лучшего их преодоления.

Третье – придерживаться определенного порядка мышления, начиная с предметов наиболее простых и наиболее легко познаваемых и восходя постепенно к познанию наиболее сложного, предполагая порядок даже и там, где объекты мышления вовсе не даны в их естественной связи.

И четвертое – составлять всегда перечни столь полные и обзоры столь общие, чтобы была уверенность в отсутствии упущений” (Ренэ Декарт. Избранные произведения: Пер. с фр. – М., Госполитиздат 1950, с. 272). Кроме того, при прочих равных условиях Р.Декарт советует начинать с решения общих вопросов и постепенно переходить к частным.

С тех пор прошло немало времени. Было показано (Роберт Антон Уилсон “Психология эволюции”. Перевод с англ. под ред. Я.Невструева. – К.: “ЯНУС”, 1998. – 304 с.), что ум и сердце человека могут быть уподоблены имеющему комплекс тех или иных программ коллоидному биокомпьютеру, который выдает то, что в него заложено. И если человек недоволен тем, что ему выдают его ум и сердце, то ему следует обратить серьезное внимание на то, что уже в них, и что закладывается. Сама заложенная информация и определяет психологические установки человека – те предпосылки, которыми он руководствуется при выборе его “свободной воли” в поведении, а так же при отборе последующей информации для дальнейшего самопрограммирования.

Таким образом, само восприятие определяется теми установками, которые сформировались у искателя Истины. Поскольку мышление исследователя не может быть свободно от предпосылок, важным является то, какую изначальную позицию займет исследователь. Обычно эта позиция уже сформирована под влиянием тех или иных факторов, часто не зависящих от воли человека. Поэтому для более эффективного восприятия и усваивания необходима дополнительная «настройка» человека на воспринимаемый им материал, которая реализуется в виде соответствующего отношения. Правильная настройка в значительной степени компенсирует отсутствие собственного жизненного и духовного опыта, повышает глубину восприятия духовных Учений и его адекватность.

Для этих целей и используются предлагаемые принципы, отображающие и позицию авторов к излагаемым Духовным Учениям, которая заключается в признании в них наличия мудрости и возможности получения пользы, от изучения их доктрин, преданий, притч, методов, в возможности их исследования, в том числе обретения их понимания с точки зрения их последователей.

Для решения поставленных задач настройки на адекватное их восприятие были разработаны соответствующие, положенные в основу подхода принципы, которые можно уподобить ребрам при кладке купола. Они базируются на разработках всемирно известных и отечественных религиоведов ХIХ – ХХ вв. – Макса Мюллера (1823 – 1900), Эрнеста Ренана (1829 – 1892), Конелиса Тиле (1830 – 1902) и др. Говоря метафорически, к кладке можно приступить даже еще тогда, когда эта ребра возведены лишь частично. Пользуясь соответствующими инструментами, исследователь, используя ребра как бы заполняет кирпичами пространство между ними. По мере строительства кладка постепенно растет пока все не сойдется в верхней точке. При этом часть ребер и кладки может быть уже доведена доверху, а остальная может быть еще не закончена: их нагрузку выдержат уже готовые ребра. Таким образом, сами принципы тесно связаны с камнями целого здания, из которого, если и вынешь один камень, то остальные, все же могут остаться на местах.

В свою очередь, каждый из этих принципов-установок мышления может быть уточнен, дополнен, и таким образом укреплен посредством других развивающих его принципов.

Этими принципами являются следующие: 1) высочайшей прагматической пользы духовного развития человека; 2) эффективности и полноты духовного развития; 3) необходимости мистического Постижения; 4) необходимости перехода от мистического Постижения к постмистическому осмыслению обретенного Опыта; 5) самостоятельности работы и осмысления; 6) необходимости самомотивации; 7) честности (искренности) перед собой и другими; 8) опоры на внутренние переживания, их осмысление, сенсорный опыт и научную достоверность при оценке мистических феноменов; 9) адекватного восприятия материала; 10) сочетания мистической основы с рациональным объяснением мистических феноменов и методов; 11) полной адекватной оценки иерархии рассматриваемых идей.

Каждый из этих принципов имеет самостоятельное значение на этапе Постижения и мистицизма, и на стадии постмистического понимания. Их суть заключается в следующем.

1) Принцип высочайшей прагматической пользы духовного развития человека. Заключается в определении духовной эволюции человека как имеющей наибольшую для него и других пользу среди других имеющихся у него жизненных возможностей.

Высшей целью развития является сам Человек; именено в этом смысле “Человек – мера всех вещей”. Поэтому центральным объектом и субъектом мудрости является Человек. Назначение изложенных к ней Путей определяется их пользой для духовной трансформации человека.

Во всех основных духовных традициях наивысшей пользой признается духовная трансформация человека, его убеждений. Для ее достижения, согласно современной психологии, наибольшее значение имеет коренное изменение убеждений о собственном “Я”, являющееся предметом духовной мистической культуры. Духовная культура – не только “надстройка”, как утверждали марксисты, – это одно из важных духовных условий, обеспечивающих один из высоких уровней существования человека. Нельзя стать гармонично развитым и эффективно действующим Человеком, не усвоив соответствующие достижения духовной культуры. С этой точки зрения, одна из важнейших задач человека – обеспечить, чтобы базовые ресурсы самоосознания и духовного саморазвития, ранее отделенные от вызывающих страдание проблемных ситуаций в стали в этих ситуациях доступными; более того, сами проблемные ситуации уже на общерелигиозном уровне могут быть “изжиты”, а на мистическом – полностью “изживается” и само отношение к ним как к проблемным.

Прагматическая рабочая гипотеза здесь основывается на том, что если человек использует культурное наследие комплекса верований, включая мистические Учения, то у него появляется новый выбор более эффективных ресурсов (и другой набор ограничений) в деятельности. Наличие выбора, состоящего в способности действовать исходя из различных поведенческих моделей очень ценно по сравнению со способностью действовать на основании одной модели. Если вы верите в любую из них – вы придерживаетесь ее и останетесь ограничены так же, как ограничена используемая вами модель.

Таким образом этот принцип, будучи примененным к мистицизму в целом, диалектически содержит в себе, в зародыше, Учение Постмистицизма как этапа, последующего после мистицизма.

На уровне Постмистицизма этот принцип означает, что как показывает практика, наиболее эффективной для достижения счастья является деятельность человека, обладающего достаточным набором духовных установок и поведенческих моделей. Последние базируются на сочетании мистических и других духовных Знаний, а также необходимых личных качествах мистика, которые дополняют мистическое знание Сущности. Другими словами, наиболее эффективной деятельностью Человека является основывающаяся на правильном, интегрирующим трансцендентное Знание и имманентное (информация) осмыслении и соответствующего им опыта.

В отличие от мистиков, отстаивающих абсолютную истинность Трансцендентной Истины, зрелая позиция авторов выражается тезисом: “На этапе устремления к обретению Постижения и мистицизма мы предлагаем наиболее полезное, определяемое Истиной, а на стадии постмистического осмысления – истинное и полезное”. В этом смысле можно говорить о сугубо прагматичном сотериологическом (“спасительном”) подходе авторов к мистицизму, при котором теория имеет значение лишь постольку, поскольку она способствует передаче соответствующих методов духовных технологий, сохранению необходимого для их реализации понимания, то есть более эффективной практике направленной на достижение заведомо известного достигаемого на данной стадии духовного результата.

Таким образом “Истина” прагматически рассматривается как “общее благо”, если так можно сказать про это возвышенное понятие, как “только полезное”, а ее Постижение – не более, чем инструмент для трансформации духовных качеств человека.

В первую очередь принципы могут быть полезны для тех, кто хочет и может извлечь из рассматриваемых духовных Учений пользу – обрести мистическое Постижение и его правильное Понимание, уничтожить связывающие психологические предрасположенности (не нужные привычки ума, чувств и их привязанности – А.) – и обрести возможную для него Свободу и счастье.

2) Принцип эффективности и полноты духовного развития заключается в том, что развитие должно быть наиболее эффективным. К интегральным показателям эффективности относятся: 1) полнота развития духовных структур (принципов) человека; 2) глубина трансформации сознания и самоосонания как основной элемент эффективности; 3) время и усилия, затрачиваемые на достижения конечного результата, рассматриваемые как ограничение. Эти критерии означают следующее.

Полнота развития духовных структур (принципов) человека определяет, что основными качествами, которые должены быть развиты и результатами, которые обретаются [в результате их развития] являются: 1) развитый Духовный Ум (как бы он не назывался в том или ином духовном Учении); 2) высшая Интуиция, имеющая два аспекта (познание глубинного смысла эзотерики и обеспечение Постижения Истины – А.); 3) развитие самоосознания, то есть богопознание как Единение с Истиной (в соответствии с тем, как это понимается в каждом из рассматриваемых духовных Учений); 4) обретение высших духовно-этических качеств, приближающих Человека к пределу его совершенства; 5) получение возможности достижения тех конечных целей и задач, которые ставят конкретные духовные Учения (Освобождение, Служение Спасению других, Вечность и др.).

Под глубиной трансформации сознания и самоосонания понимается степень соответия изменения состояния сознания основным “нормативным” состояниям на каждом из этапов Пути духовной эволюции человека. Интегрально это продвинутость по освоению этапов Пути от неверия до постмистицизма включительно. Последующее направление своего развития человек определяет самостоятельно.

Полнота развития и глубина трансформации сознания обеспечиваются принципами полного прохождения Пути духовной эволюции, которая только возможна в данную эпоху и принципом полноты (достаточности) набора осваиваемых мистических учений, которая необходима для интеграции духовного опыта. Все это позволяет избежать, говоря языком Г. Маркузе “тупиков одномерности” сознания, и определяет совокупность вмещаемых [сознанием изучающего] духовных Учений, которая является достаточной для обретения не только для мистического Постижения, Озарения и достижения их различных ступеней, а и необходимого для обеспечения возможности самостоятельного моделирования или интуитивно-логического понимания Сущности и результатов других видов религиозно-мистического мистического опыта.

Как утверждает один из основоположников религиоведения Макс Мюллер: “Кто знает одну [религию], не знает ни одной” (см. М.Мюллер “Введение в науку о религии”, с.41 в Кн. “Классики мирового религиоведения”. Антология. т. 1 / Пер с англ., нем., фр. Сост и общ. ред. А.Н.Красникова. – М.: Канон+, 1996.–496 с. (История философии в памятниках)). Ни одно Писание не включает возможности духовного развития не ограничиваются какой-либо одной духовной Книгой или Писанием. Если онтологическое основание добра можно видеть в синтезе, сотрудничестве и взаимопомощи, направленных на достижение общего блага (то есть блага человечества в целом – А.), то морального зла – в расположенности к обособлению и разрушению (см. А.П.Скрыпник “Моральное зло в истории этики и культуры”, с. 136. М.: Политиздат, 1992. 351с.– (Над чем работают и спорят философы)). Этот общефилософский подход может рассматриваться как серьезное культурное достижение.

Принцип полноты позволяет исследователю вместить и сопоставить комплексы различных Учений при рассмотрении какого-либо значимого для него вопроса. Прежде всего, это относится к практическим путям достижения того, что человек обычно называет Счастьем. Человек, который вместил Учения планетарной духовной культуры и их разносторонний подход имеет большее понимание, выбор и большие возможности достижения счастья, чем усвоивший только одну ее ветвь.

Другим аспектом принципа полноты является обретение целокупного Высшего Сознания, взращенного на мировой духовной культуре, в частности – на понимании Сущности, сути и особенностей мистических доктрин, как опыта основоположников великих религий.

При изложении каждой духовной культуры в отдельности, принцип полноты означает самодостаточность материала, усваиваемого по каждому Учению.

Наилучшим образом необходимость принципа полноты иллюстрируется известной притчей про слона (то есть мистическую мудрость – А.) в темноте. В постмистическом контексте это означает, что хотя, как верно утверждают мистики, Мудрость Единобытия и должна быть пережита, Высшее постмистическое Сознание также включает и составные слагаемые. Отсюда – необходимость полноты (достаточности) охвата номенклатуры и глубины изучаемых духовных Учений.

В диалектическом контексте принцип полноты предполагает не только самодостаточность религиозно-мистических Учений, но и дальнейшее их интегральное постмистическое осмысление.

Итак, Путь Духовной эволюции определяется теми Учениями, которые имеют место в данную эпоху. Слишком большое накопление второстепенных учений могло бы привести к излишним потерям времени. Поэтому время и усилия, затрачиваемые на достижения конечного результата, рассматриваются как ограничения и означают, что наибольший результат должен быть получен в течение этой жизни, в кратчайший срок. Все это определяет требование выбора наиболее эффективных и действенных, проверенных временем Учений и методов их освоения. Именно мистические Учения, как основывающиеся на изменении убеждений о собственном “я”, являются в этом смысле наиболее эффективными. Не менее важным является развитие духовного сознания вмещением духовных ценностей, придающих реальный, практический смысл мистическим учениям.

Сознание общества, состоящего из обладающего индивидуальными сознаниями его отдельных членов является определяющим при преобразовании социальной действительности. Однако методы его трансформации хотя и разработаны в рамках отдельных духовных культур, но осмыслены наукой еще недостаточно. Современных научных разработок в области психологии, исследования ИСС и трансформации сознания человека недостаточно. Поэтому ориентация на современнную науку является правильной при осмыслении тех феноменов и методик, которые имеют место в духовных Учениях Восточных культур, но недостаточной при выборе комплекса самих методик. Основной массив исследуемых методик должны составлять духовные Учения Востока и Запада.

3) Принцип необходимости мистического Постижения Трансцендентной Истины методом Самопосвящения. Так как методы мистицизма являются наиболее эффективними среди классических методов трансформации (а развитие самоосознания – одной из важнейших ступеней на пути духовной эволюции человека – А.), то этот принцип является следствием принципа обеспечения эффективности духовного развития. Авторы имея Опыт осмысления Постижения не имеют ни малейших оснований для сомнений в его существовании, а также в возможности его обретения каждым действительно устремленным к Просветлению человеком.

Известны различые толкования и применения понятий «мистический», «мистика», «мистицизм», «мистический опыт» и «мистическое учение», часто расплывчато-туманные. Для ясности определимся с этими терминами.

Под словом «мистический» будем понимать «относящийся к мистическим учениям». Термин «мистические учения» рассмотрим более подробно. Он происходит от терминов древнегреческих мистерий – mustixo()j, мистик, тайный, таинственный и mustixa)(, мистика, таинство, таинственные обряды; впрочем, имеются и другие толкования, так слово мистерия производят от греческого «закрывать рот» [при обряде Посвящения] и др. Существенным здесь является то, что основным для понимания мистического опыта полагается его субъект – мистик в его связи с мистической практикой, представленной здесь в форме мистерий.

Кроме того, часто понятие «мистика» (обычно «средневековая») определяется как «религиозно-философские течения», которые видели путь постижения Бога «в сверхъразумном созерцаниии» и специфическом мистическом чувстве, а не в логике и рассуждении (см.: Философская энциклопедия. /Гл. ред. Ф.В.Константинов, т. 3, с. 455. М., «Советская энциклопедия» 1964. – 584 с.). Ценным здесь является указание на связь категории «мистика» с мистическим чувством, а также то, что она определяется через понятие «религиозно-философские течения».

Что касается понятия «мистицизм», то обычно оно в широком смысле охватывает необозримую область истолкования явлений природы, общества и человеческого мышления «как имеющих в своей основе таинственное, необъяснимое сверхъестественное начало» (см.: Философская энциклопедия. /т. 3, с. 456). В узком смысле понятие «мистицизм» охватывает область истолкования явлений природы, общества и человеческого мышления как основывающихся на мировоззрении мистиков, на мистическом учении. Следовательно, необходимо более строго определить понятие «мистическое учение».

В данной статье вводятся обобщающие определеня понятий мистический опыт и мистическое учение, охватывающие то общее, и с этой точки зрения наиболее ценное, что есть, прежде всего, в мировых и национальных религиях (вопрос о типологии различных видов мистического феномена по другим признакам выходит за пределы статьи – А.): в индуизме (Адвайта-Веданта, Аштанга-Йога, Санкхья), в буддизме, в исламе (учение суфиев, Вахдат ал-Вуджуд, прежде всего), в иудаизме (Каббала), в зороастризме (учение Зерванизма и др.), в древнегреческой философии (Гераклит Темный и др.), в неоплатонизме, в мистическом учении Иисуса Христа и более поздних христианских мистиков, в Алхимии (египетской, греческой, арабской, западной, индийской, китайской), а также в неорелигиях (см. Кунчуров І.І. Релігії орієнталістського напряму в Україні /В зб.: Новітні релігії в Україні (c. 120 – 130). Редакційна колегія: В.Д. Бондаренко – головний редактор та ін. –К.: VIP, 2000.– 176 с.).

Исследование эмпирического мистического опыта перечисленных учений позволяет заключить, что в их основе лежит психологический феномен мистического Постижения Единобытия (недвойственности) как тождественного собственному «Я» мистика. Что касается других определений мистического опыта, например, как «чувство, которое возникает у первобытных людей в результате непосредственного контакта с невидимыми реальностями» и приводящими в действие «афективную категорию сверхъестественного» (см. Л. Леви-Брюль «Мистический опыт и символы первобытных людей» в кн.: Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. /Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А.Н.Красникова. –М.: Канон+, 1998. –432 с. (История философии в памятниках)), то, с нашей точки зрения, эти определения упускают то основное, спецефическое, что собственно и определяет философскую категорию мистического опыта как таковую. Кроме того, эти определения часто подменяют понятие мистического опыта религиозным переживанием. Мистический опыт является одной из разновидностей религиозно-пантеистического опыта.

Учитывая изложенное, под мистическим учением понимается неотъемлемый элемент всех тех названных выше и других философско-религиозных учений, доктрины и практики которых основываются на изменении убеждений о собственном «я» в результате психологического феномена, воспринимаемого как мистический опыт Самопознания или Богопознания путем непосредственного интраспективного переживания Одного, Постижения «Я» Абсолюта, Единобытия (состояния недвойственности Бытия, в результате которого именно это Бытие определяет сознание), что крайне важно, без использования наркотических веществ. Последнее отличает, собственно, мистический опыт от его суррогатов.

По Канту коренная ошибка предшествовавшей педагогики заключалась в том, что она ориентировала перевоспитание на исправление лишь внешней стороны поведения. “...Моральное воспитание человека должно начинаться не с исправления нравов, а с преобразования образа мыслей и с утверждения характера, хотя обыкновенно происходит иначе и борются против отдельных пороков, а общий их корень остается незатронутым” (Кант И. Религия в пределах только разума // Трактаты и письма. С. 119 – 120).

Наилучшим методом изучения мистицизма является интроспективный метод. “Существует только один способ понять культурный феномен, чуждый нашей современной идеологии, – открыть его “центр”, утвердиться в нем, и уже с этой точки зрения постигать и другие, управляемые им ценности” – пишет Мирча Элиаде. Для обеспечения трансформации личности феномен мистицизма можно понять достаточно глубоко, только изучая это явление с позиций мистика и пройдя его Путь.

Издавна известно, что человек является сыном своего времени. Не в меньшей степени Человек, подобно Будде, Лао-Цзы, Конфуцию, Гераклиту Темному, Иисусу Христу, Шанкаре, Пророку Мухаммаду и другим светочам духовности является сыном Вечности, способным превзойти средний уровень человека своей исторической эпохи и готовящим наступление новых времен.

Путь этих Учителей проходил через мистическое Постижение. Как показывает их опыт, обычной религиозности или этических знаний сегодня недостаточно. Поэтому данный принцип является определяющим мистические системы как обычно наиболее полные (включающие в качестве подготовки другие уровни – А.) и эффективные с позиций достижения результата трансформации личности (или ее мистической «смерти» и, одновременно, – «Рождения свыше» – А ).

Рассматриваемый принцип также определяет ориентацию на мистический Путь, а не на живого гуру. Как Пояснил прославленный индийский мистик Рамана Махариши, основным назначением подлинного мистического наставника во все времена было указать исследователю на необходимость Самопознания и Самореализации.

Что касается как философского, так и теологического осмысления соответствующих религиозных доктрин, без обретения собственного мистического опыта, то его, согласно мистикам, недостаточно. При этом всегда остается слишком много заблуждений относительно природы Истины, мистицизма, а также место для осознания собственной личной ущербности не-Знания и эгоизма.

С позиций постмистицизма этот принцип имеет значение постольку, поскольку без Опыта мистического Постижения не может быть его полноценного постмистического осмысления и не может быть произведена соответствующая последующая интеграция личности.

4) Принцип необходимости перехода от мистического Постижения к постмистическому осмыслению обретенного Опыта. Этот принцип практически реализует диалектический закон “отрицания отрицания” по отношению к духовному развитию человека. Названный закон проявляется сперва при переходе от домистического, мировосприятия мира как множественности (и соответствующего мировозрения с его эго – А.) к “мистическому” – Единста, а от него – к посмистическому.

Рассматриваемый принцип определяет необходимость выхода из состояний самоцентрированности и Единственности, то есть обретения состояний “раскаяния в раскаянии” (смотри раздел о суфиях) или состояния “не один и не два” (смотри Раздел о Чань/Дзен Буддизме). Для более эффективной работы в социуме человек должен вернуть себе утраченные атрибуты, но уже нового качества. Основным методом здесь является осмысление мистического Опыта с психологических позиций его оценки как «расширенного состояния сознания» и инструментальности “Истины”.

С философских позиций постмистицизма существенными являются пять следующих принципиальных особенностей воздействия мистического Постижения на человека, из которых первые две, как наиболее важные, определяющие ценность мистического переживания, присущи только «чистому» опыту, то есть, как пояснено выше, – отсутствием использования наркотических средств.

Первой и самой существенной особенностью мистического Постижения является обретение каждым Постигшим мистиком стабильного, нового, расширенного состояния сознания (РСС), как очищенного от прежних негативных привычек ума и чувств («Рождение свыше»). Его важнейшей характеристикой является снятие всх проблем, имеющих дуальную природу мира множественности. Это достигается путем резкого понижения онтологического статуса этих проблем и предварительной очисткой сознания, может быть сравнима с субъективным исполнением всех желаний, и поэтому обычно эзотерически приравнивается к исполнению всех желаний мистика (в Адвайте и др; наиболее детализированно этот вопрос рассмотрен в Алхимии).

Второй важнейшей особенностью является самодостаточность мистического переживания, то, что для Постигшего мистика обретенная им sofi/a (софи/а, мудрость) не требует экспертного подтверждения извне.

Третьей особенностью является объяснимость посредством рационального, трезвого мышления возникновения психологических механизмов т.н. «иррационального» мистического Постижения.

Четвертой особенностью является принципиальная возможность обобщения мистического опыта в рамках отдельных направлений и школ (см., например книгу Эвелин Андерхилл «Мистицизм. Опыт исследования природы и законов развития духовного сознания человека». /Пер. с англ., под ред. В.Г.Трилиса, М.Неволина. – К.: София, 2000. – 496 с.).

Пятой особенностью мистического Постижения является принципиальная практическая повторимость мистического опыта путем соблюдения конкретных духовных технологий (нейропрактик), откуда – значимость наличия этих нейропрактик и, основывающихся на их применении, существование мистических школ.

5) Принцип самостоятельности работы и философского осмысления. Этот принцип тесно связан с практической реализацией идеи Самопосвящения, а также направлен на развитие необходимости обретения самостоятельности мышления. При глубоком философском осмыслении ведущих духовных культур, обеспечивающих достаточный выбор из набора различных взглядов, идей и т.п. человек может самостоятельно сформировать собственные философские взгляды, а не иметь навязанные ему “истинные” убеждения.

ХХ век подтвердил ту простую истину, что мистическое обучение как возможность самостоятельного обретения Поситжения не отличается от других видов религиозной практики, практик саморазвития и т.п. Мнение, о том, что “духовным Учениям нельзя научиться по книгам” не верно. Обычно оно распространяется как иерархами организационно оформившихся исторических церквей или деноминаций, так и обладающими мистической силой учителями и гуру, которые обычно заинтересованны в распространении мифа об их особой значимости. Однако, как известно, всегда были мистики, Постигшие Истину самостоятельно, без живого наставника. Как правило, ими и является как большинство имеющих прямой контакт с Истиной основателей религий, так и ведущих мистиков всех времен. Современный человек, интересующийся духовными вопросами, но не научившийся учиться по книгам, вряд ли вообще может учиться по-настоящему и, тем более, выйти за пределы мистицизма. Такому человеку хорошо бы всерьез задуматься над возможностью самообучения, и осознать Пути, прежде, чем он займется чем-либо еще или пойдет к какому-либо “настоящему духовному наставнику” или “настоящему Мастеру”.

Для такого человека, устремившегося к Постижению, принципы способна выполонить свою функцию и: 1) подготовить его к последующим мистическим переживаниям; 2) вызвать трансформирующее переживание Трансцендентной Реальности; 3) объяснить эти переживания.

Принципы предназначены для консультации сознания искателя. Всю работу делает он сам. Он – собственный наставник и терапевт в одном лице. Он сам определяет направление своего саморазвития и напрямую общается со своим сознанием, а принципы обеспечивают возможность двигаться ему дальше. Конечно, он может выбирать направление своего развития как последовательность осваиваемых Учений полностью самостоятельно, включая работу с дополнительной литературой. Таково еще одно преимущество: данный процесс содержит в себе автономию человека, развивает его самостоятельность и укрепляет убеждение в собсвенных силах и обеспечивает навыки, необходимые для дальнейшего развития.

6) Принцип самомотивации. В соответствии с ним ставший на Путь человек должен постоянно мотивироваться на саморазвитие, усваивая тот или иной материал философских учений.

На уровне обретения Постижения и мистицизма это развитие устремленности к Постижению и последующему осмыслению психологического механизма его возникновения. Поэтому первое, что нужно сделать читателю – дать себе установку на поиск, осмысление, практику и т.д. полезного, развивающего и утвердится в ней.

На уровне постмистицизма этот принцип заключается в самомотивация на Реализацию Высшей воли Человека как на духовное Сотворчество.

7) Принцип честности (искренности) перед собой и другими. Этот принцип имеет особое значение и отражает стремление человека к. объективности Принцип честности и понимается как честность перед самим собой и преред другими.

По Канту: “Нужно искоренить “тронутое гнилью место нашего рода” – лицемерие – привычку обманывать себя относительно своих собственных намерений, “умствовать наперекор строгим законам долга и подвергать сомнению их силу”, “делать их более соответствующими нашим желаниям и склонностям” (Кант И. Основы метафизики нравственности // Соч. В 6 т. Т. 4. Ч. 1. С. 242).

С точки зрения пути саморазвития принцип честности предполагает ясное осознание выбора направления движения духовного развития до его начала, подобно тому, как это происходит перед путешествием. При этом ключевыми являются вопросы: Зачем? Куда? Как? Стоит ли оно того, или можно выбрать нечто лучшее?

Принцип честности перед собой и другими предполагает такую позицию, как непринижение одних религий во славу других, в частности господствующих в данном регионе. Необходимо толерантно подходить к рассмотрению всех мировых, национальных и других религий с позиций одних и тех же общечеловеческих принципов и оценивать их воздействие, достоинства и недостатки по одним и тем же интегральным критериям.

Принцип честности предполагает языковое исследование и соответствующее освещение предмета, даже если оно не вписывается в рамки рассматриваемой традиции. При этом необходимо, по возможности, четкое разграничение и осмысление информации об имеющихся подходах: научном и традиционно-религиозном, а также о взглядах или мнениях тех или иных исследователей.

Принцип честности требует признания, что вера есть принятие совокупности доктрин или отдельных воззрений, взглядов и положений, которые для каждого человека, мыслящего действительно логически и эмпирически-аргументированно могут представляться: практически вероятными, возможными, маловероятными или до смешного наивными. Особенностью веры является отсутствие различения этих градаций.

Среди других пониманий честности – предлагаемое Идрисом Шахом (1924 – 1996), одного из известных авторов ХХ в., который назван “самым выдающимся современным летописцем человеческих верований”. Он пишет: “Я говорю, как понимаю, и честнее не скажешь” (И.Шах. “Особое озарение”).

Одна из проблем заключается в том, что мистицизм, выражаясь метафорически, “одноглаз”, что будет подробно рассмотрено далее. Поэтому, как верно утверждает Олдос Хаксли (1894 – 1963): “Избыток “Мудрости” столь же вреден, как и ее недостаток; в этом деле лучше обойтись без жульничества”. С позиций постмистицизма, сегодня (речь не идет об отдаленном “донаучном” прошлом – А.) жульнической является установка фанатиков от мистицизма, на обретение мистического Знания как Конечной Цели, Абсолютной Истины без осознания самой Ее Относительности. Отсюда – опасные мистические “перегибы” остановки в духовном Пути, – ловушка в которую попадаются, прежде всего, многие наставники мистицизма. “Именно неспособность воспринимать истину (с маленькой буквы – А.), имеющая причиной самообман, против которого существуют особые средства, побуждает людей принимать учения от учителей, которые на самом деле таковыми не являются. Псевдоучителя тоже попадают в такую же ловушку” – говорит Идрис Шах (“Особое озарение”, с. 24).

Необходимость принципа честности определяется идеалом Цели духовного восхождения как сочетанием духовной Мудрости духовной Интуиции и духовного Ума. На Пути мистического Постижения честность является почвой в которой прорастает зерно духовной Интуиции. Это достигается путем тренировок развития интуитивного различения при “расшифровках” мистических Текстов – установлении смыслов слов на различных уровнях (трансцендентном, прежде всего – А.) используемых в них мистических понятий. С другой стороны, основываясь на внутренней честности, человек учится разумному распознаванию и осмыслению того, что в действительности означают мистические понятия применительно к реальному имманентно проявленному бытию – человеку и окружающей его познаваемой чувствами действительности.

Знание используемых терминов является неоценимым помощником для понимания того, как мыслили представители различных духовных культур.

Поскольку истина зависит от уровня ее восприятия – материалистического, религиозного, мистического или постмистического, то принцип честности перед самим собой фактически противостоит принципу пользы. Принцип честности требует, чтобы сразу рассматривалась постмистическая истина, принцип пользы духовного развития ориентирует на постепенное поэтапное ее осмысление. Более того, диалектика развития – идея отрицания “сознания множественности” сперва “сознанием Единства”, а затем – измененных состояний сознаний мистицизма постмистическим состоянием приводит к тому, что принцип честности входит в противоречие с принципом необходимости самомотивации, который тяготеет к “святой лжи”. Правильное диалектическое решение заключается в том, что уже с самого начала обучения должна ставиться правильная Цель – постмистическое понимание, которая актуализируется после Мистического Постижения и постепенно достигает своего апогея при изложении мистических путей других духовных культур. Без ориентации на постмистическое развитие установка на мистическое Постижение с позиций честности является некоректной.

В целом принцип честности в постмистицизме, хотя и ограничивался ранее относительно высоким уровнем религиозности социума, не является новым и является базовым в тех развитых мистических системах, основатели которых вышли за пределы религиозного мистицизма.

Альтернативными принципу честности являются принципы опоры на Священные Писания, духовные авторитеты и мистический опыт. Все это является полезным на более ранних стадиях духовного развития, однако недостаточно с позиций постмистической духовной культуры.

Что касается современного научного подхода к исследованию мистицизма, то он является полезным для определения достоверности тех или иных паранормальных феноменов как на уровне их научного анализа, так и обобщения имеющих место в религии закономерностей. С позиций человека, стремящегося к духовному развитию, основным недостатком современной науки является то, что она не сориентирована на обеспечение роста его духовности и углубление Самопознания. Наука конца II – начала III тысячелетия не обеспечивает опытное обретение соответствующего мистического Знания, его осознание и т.п., хотя научные методы и не исключают их.

8) Принцип опоры на внутренние переживания, их осмысление, сенсорный опыт и научную достоверность при оценке мистических феноменов. Является одним из важнейших аспектов практической реализацией принципа чесности. Заключается в необходимости основываться на переосмысленном собственном внутреннем опыте, освидетельствованных, подтвержденных, тщательно проанализированных и объясненных наукой эмпирических данных, а не на “фактах”, даже изложенных в одном или нескольких Священных Писаниях, мифологиях и духовных источниках различных народов мира (с точки зрения авторов Священных Писания и другие первоисточники являются материальными носителями сохранения религиозно-мистической Мудрости, и уже поэтому требуют первоочередного изучения – А.).

Как утверждал один из основоположников религиоведения Макс Мюллер в Книге “Введение в науку о религии”, возможность проверки истины является не менее важной, чем ее обретение. Это же относится к психологическим явлениям мистицизма, в частности к феномену Постижению.

Отображающий научный подход к исследованию мистицизма, принцип опоры на внутренний опыт и научную достоверность, разработанный еще классиками мирового религиоведения на рубеже ХIХ – ХХ вв. и рассматривается как практически реализующий принцип честности перед самим собой и обеспечивающий выполнения принципа сочетания мистической основы с рациональным объяснением мистических феноменов и методов.

В целом для определения соответствия какого-либо феномена действительности, связанного с человеком, используют следующие три вида верных свидетельств, которые объединяются возможностью их проверки. Это: 1) свидетельство чувств (которое подтверждают и могут проверить другие); 2) мнение авторитета (которое подтверждают и могут проверить другие); 3) выводное знание, (которое могут проверить другие логически на основании верных исходных тех же предпосылок, что и проверяемый вывод).

Целесообразно рассматривать следующие важнейшие категории связанных с человеком паранормальных явлений, обычно описываемых в литературных источниках или фигурирующих при рассмотрении феноменологии мистицизма.

а) Действительно существующие, засвидетельствованные наукой достигаемые специальными тренировками мистические состояния (в том числе относящиеся к суфийским ахвал, «состояниям» и макамат, «стоянкам») направленные на Постижение Истины для трансформации сознания.

б) Известных науке личные как духовные, так и психофизические достижения скрытых способностей человека, в том числе проявляющиеся в экстремальных ситуациях, сопровождающиеся самостоятельной трансовой концентрацией духовных и физических сил, внимания, визуализации и т.п. (религиозные стигматы; отчасти – способности филиппинских хилеров, телекинез; чтение мыслей как улавливание тончайших реакций в результате развития природной сенсорной чувствительности к их проявлению; сверхспособности памяти, сврехарифметические способности людей-счетчиков; чревовещание; прокалывание себя иглами и другими предметами; шпагоглотание; лежание на битых стеклах, гвоздях; отгрызание кусков стекла; хождение по огню; левитация как один из видов прыжка [или серии прыжков]; различные йоговские упражнения, включая “необычные” виды чисток и др.).

в) Действительно существующие, засвидетельствованные наукой явления, которые которые объясняются воздействием на других людей путем введения их в ту или иную степень транса, в том числе гипнотического (прокалывание другим их тела; часть харизматических исцелений; воспоминание под гипнозом о своих предыдущих жизнях и др.).

г) Фокусы и фальсификации (прокалывание себя ножами, шпагами, магическое изрыгание огня, материализация материальных предметов, сознательная телепортация самого себя на некоторое расстояние, которую демонстрируют некоторые гуру и ламы и т.п.; часто – один из видов “ясновидения”, который основывается на неожиданной демонстрации знания “ясновидящим” информации, которую, как полагают, он никак не мог знать, возможно – пирокинез; отчасти – спиритические феномены, телепортация, телепатия, телекинез и т.п.).

д) Лжесвидетельства и вопиющие преувеличения, навеянные внушением или самовнушением, или данные из высших благих побуждений (для пробуждения веры в религии), либо специально распространяемые обросшие легендами будоражащие сознание обывателя истории о том или ином “феноменальном человеке” (часть харизматических исцелений; некоторые истории, преимущественно “исторически подтвержденные”, то есть записанные, целью которых является страстное прославление того или иного основоположника религии, “божьего избранника”, часто – различных гуру, а также другие “свидетельства” о феноменах, явленных тем или иным “духовным мастером” и т.п.). Характерной особенностю этих “явлений” является то, что они рассматриваются как “дар свыше”, носят единичный характер и не могут быть повторены.

е) Эзотерически описываемые феномены, буквальное понимание которых противоречит опыту и здравому смыслу, включая современное знание законов природы и не подтвержденные научными исследованиями (к ним относится значительная часть сидх – умение летать, становиться бесконечно большим или бесконечно малым, изготовление жизненного эликсира и вечная жизнь...) и другие подобные явления и действия, приписываемые тем или иным категориям мистиков или магов (йоги, суфии, алхимики, шаманы, колдуны и др.).

Как известно, в качестве цели искателю предлагается не обретение этих забирающих энергию (время и усилия человека) способностей и отвлекающих от Пути, хотя ряд их и могут проявиться в процессе его духовного развития. Важной является трансформация сознания, создающая субъективные условия для достижения счастья человека, идущего по Пути саморазвития.

ж) Субъективно воспринимаемые или переживаемые нумены (видения наяву, которые видит один или несколько человек, но не видят другие присутствующие, включая различные виды световых эффектов люминофании; сны; мистические ощущения: божественного присутствия, божественные обоняние запахов; отчасти “ясновидение” и т.п.).

з) Феномены, существование которых требует установления или подтверждения. Об этих феноменах нельзя сказать ничего, кроме того, что не известно имеют ли они место или нет, или таких, существование которых требует “доказательства”. Это, например может быть отнесено к феноменам зафиксированным в книге “Призрак живых” Г.Дюрвилем, жившим в начале ХХ в. известным гипнотизером и исследователем спиритизма. Согласно этому автору, “призрак”, выделявшийся под гипнозом, иначе называемый “астральный двойник” или “энергетическое тело” человека, совершал в материальном мире такие вполне “материальные” действия как открывание и закрывание двери стенного шкафа, нажимал кнопку электрического звонка, выводил из равновесия весы и т.д. Вряд ли стоит сожалеть о том, что эта книга сразу же вызвала “огромный поток критики в свой адрес со стороны скептиков, и проблема так и не подверглась более углубленным научным исследованиям” (С.Кардаш “Измененные состояния сознания”. – Д.: Сталкер, 1998. – 416 с.).

Принцип опоры на осмысленный внутренний опыт и научную достоверность при оценке мистических феноменов распространяется на явления, которые претендуют на объективность; он же относится и к субъективно воспринимаемым или переживаемым нуменам. Так, например, сон должен пониматься как сон, даже если спящему снилось, что он проснулся, после чего и произошли описываемые им чудесные феномены, хотя на самом деле его медитативно-просоночное состояние, например, сопровождаемое яркой визуализацией, – продолжалось.

Несоблюдение данного принципа является обычной, достаточно широко распространенной ошибкой, которая является следствием отсутствия внутренней честности, правильного различения, или доверия себе.

9) Принцип адекватного восприятия материала. Этот принцип имеет три аспекта. Первый заключается в том, что основным является изначальное освоение идей так, как их понимают апологеты рассматриваемого Учения. При этом не исключаются проведение сравнений: параллелей и аналогий с другими, уже известными философскими системами, которое на этапе ознакомления с рассматриваемым Учением и его освоения носит вспомогательный, проясняющий характер. Проведение аналогий является необходимым на более позднем, последующем мистическому Постижению этапе самостоятельного осмысления Учений.

Второй аспект тесно связан с первым и заключается в необходимости восприятия Учений в той терминологии, в которой его понимали его апологеты. Отсюда – необходимость соответствующего терминологического обеспечения Учений.

Как заметил основоположник аналитической психологии, выдающийся психолог К.Г.Юнг (1875 – 1961), отвечая на укоры в том, что он подошел к рассмотрению и описанию иррациональных духовных явлений с рациональных позиций современной науки – психологии, любой духовный опыт предполагает психическую реальность, и эта реальность состоит из определенных смыслов и структур, заниматься которыми – право и долг психолога. А следовательно эти понятия могут и должны излагаться в психологических терминах. Таким же полезным и необходимым является и облегчающее понимание духовных технологий использование терминологии и других наук. Вместе с тем, основной терминологией при описании любого Пути является специальная терминология, разработанная его представителями. Ее понимание обеспечивается специально разработанными словарями.

Третий аспект заключается в необходимости соблюдения определенной последовательности восприятия материала для последовательного прохождения различных духовных ступеней. Этот аспект также определяет как последовательность изложения, так и необходимость исследования духовных Учений в процессе их исторического развития. Последнее обеспечивается широким представлением выстроенных в исторической последовательности жизнеописаний и воззрений выдающихся мистиков принадлежащих к тому или другому направлению.

10) Принцип сочетания мистической основы с рациональным объяснением мистических феноменов и методов. Этот принцип тесно связан с принципом необходимости прямого мистического Постижения Трансцендентной Истины. К рассмотрению переживаемых мистиками прошлого и настоящего расширенных состояний сознания и понимания механизма их возникновения следует подходить не только с позиций той или иной религиозной культуры, а и с позиций собственного мистического опыта. РСС могут рассматриваться как имеющие место феномены, находящиеся поэтому вне компетенции веры, в собственном смысле этого слова, то есть как установленные. Иначе говоря, РСС понимаются как элементы эволюционного процесса, являющиеся результатами причинно-следственной цепи (происходящих в информационных “духовных мирах” – А.) событий, которые вызваны применением детально разработанных мистических практик. Сами эти феномены могут быть познаны, а практики – усвоены как при устной передаче, так и на основании письменных источников, а их действие – научно объяснено.

С позиций постмистицизма необходимость принципа сочетания мистической основы с рациональным объяснением мистических феноменов и методов определяется тем, что тот, кто не может или не хочет найти рационального объяснения мистических феноменов, обычно не обладает развитой духовной интуицией и далек от понимания происходящих событий, а используемые им убеждения и поведенческие модели обладают относительно низкой эффективностью. Не менее важным является то, что этот принцип служит для практической реализации принципа честности перед самим собой.

11) Принцип полной адекватной оценки иерархии рассматриваемых идей заключается в постоянной необходимости изучения и проведения анализа рассматриваемых концепций, доктрин и положений с последующим определением уровня и содержания заложенного в них смысла. Этот принцип тесно связан с принципом адекватного восприятия материала.

Все точки зрения и идеи могут быть проклассифицированы и сформированы по критерию глубины понимания. Возможность такой классификации определяется наличием общих закономерностей ментальной и духовной эволюции человека, методов развития и определяемых ими духоных ступеней, которых достигает человек, то есть – наличием фиксированных уровней понимания и отображения духовных доктрин. Уровни постижения и толкования понятий и идей в каждой философской системе свои и отличаются друг от друга терминологически (ибо выражены на разных языках – санскрите, иврите, китайском и др. – А.). Однако мистические доктрины, базируются на общем мистическом феномене Постижения Единобытия и носят общий характер для рассматриваемых религиозно-мистических Учений.

Основными уровнями толкования мистических учений являются: экзотерический (буквальный) и эзотерический (тайный, имеющий скрытый смысл). По форме изложения эти уровни могут быть реализованы в виде: мифов, притч, отдельных положений, доктрин, духовных Учений.

По уровню восприятия тексты могут толковаться с точки зрения следующих мировозренческих систем: до-теистической (естественно-светской), теистической (религиозной), мистической, постмистической. Заметим, что постмистический уровень характеризуется полнотой понимания перечисленных смыслов как необходимых ступеней духовной эволюции человека.

В зависимости от их широты и соотнесенности со взглядами той или иной группы людей, философские доктрины, положения, отдельные идеи и т.п. делятся на общечеловеческие (гуманистические), конкретно-религиозные и конкретно-мистические. Общечеловеческие – законы, заповеди и пр., необходимость которых определяется совместным сосуществованием людей в обществе и применимых для всех технически развитых обществ (независимо от доминирующей в них религии – А.). Под конкретно-религиозными понимаются те положения и доктрины, которые являются характерными для конкретной религии или для некоторой группы религий (индуизм и буддизм, иудаизма и христианства и т.д.). Например: доктрина перевоплощения, учения об аде и рае, и др. Под конкретно-мистическими понимаются те положения и доктрины, которые являются выражением конкретных видов мистицизма; основным из них является основывающийся на Озарении Всеединством, понимаемым либо как всеединство “Я” Абсолюта, либо как онтологическое всеединство материального мира (пантеизм), либо как всеединство всех сущих Миров, включая и два предыдущих (Каббала). Существуют и другие виды Озарений, например в Суфизме.

Следует различать форму и содержание выражаемых идей. Так, общечеловеческие идеи частично представлены в виде религиозных заповедей декалога; многие конкретно-мистические идеи выражены в религии и скрыты за конкретно-религиозной оболочой и т.д.

Полная реализация этого принципа требует не только знания того или иного Учения, но и осмысления психологических и философских аспектов каждого из пройденных этапов Пути Постижения Абсолюта – до-теистического, теистического, мистического, постмистического.

размещено на сайте 31-12-02


Философский клуб "Минерва" 07.2001.

Хостинг от uCoz