вход

хроника

клуб

корзина

мейл

Максим Трясунов

Китай
(путевые заметки)

В Китае я понял, что такое красота... Красота, которая проникает глубоко в сердце, и насыщает его до такой степени, что кажется – чувства не способны воспроизвести ощущение такой силы. Это не красота формы, не та красота, которую способен увидеть глаз, это красота, которую способна почувствовать душа, которая удивляет, вызывает восторг от не до конца понятных сознанию фантастических образов, архетипов, связанных на глубоком уровне с моим подсознанием, с миром сновидений. Величественные древние дворцы и сады, перемешанные с современными небоскребами, сияющими рекламными бигбордами, шикарные бутики и пятизвездочные гостиницы, граничащие с кварталами старых лачуг, где люди ведут полу-нищенское существование; хаотичное движение машин и людей, которыми переполнены улицы; самая творческая и разнообразная кухня, каждый раз удивляющая своим невероятным вкусом и осознанием того, что ты не понимаешь, из чего это сделано; вездесущие драконы и мифические львы; люди, улыбки, глаза, выражающие радость, негодование или отчаяние, но всегда искренне выражающие, без фальши - все это в один момент перемешивается, превращается в разноцветный дым, и приглядевшись, становится виден его источник – огонь, который горит уже более пяти тысяч лет, искрящий образами богов и императоров, дворцов и незамысловатых лачуг, добрых простых людей, неразрывно связанных с природой и мудрости, принесенной великими умами и живущей в душе каждого простого человека, являясь неотъемлемой частью китайской жизни. Именно этот огонь является источником той первозданной красоты, однажды увидев которую в глазах маленькой китаянки или роскошном императорском дворце, становится понятно, что и все вокруг - это сияние того же огня этой удивительно красивой культуры, и все вещи – это отражение чего-то очень цельного, воистину волшебного и удивительно прекрасного. Этот огонь – это и есть Китай – самая древняя живая цивилизация на нашей планете.

В основе любого общества лежит культура, выражением которой является система общих для группы людей норм и ценностей, схожее мировосприятие. Сутью культуры является некий живой организм, который рождается, живет и развивается в душах людей, им созданных, и одновременно ими создаваемый, и рано или поздно умирающий, исчерпав свой духовный потенциал - так это случилось с канувшими в лету Египетской, Греческой, Римской цивилизациями. Однако каждая культура - это особый случай. Культура, лежащая в основе китайского общества имеет особую породу - это невероятно мощная сила, доказательством чему служат ее необычайное долгожительство и сплоченность нации. Ее сила на много превосходит силу отдельных ее элементов - силу личности, что делает немыслимой жизнь китайца в отрыве от коллектива, в первую очередь в культурном отрыве. Китай - это не просто совокупность отдельных составляющих - это прежде всего цельная культура с сильной интегрирующей функцией.

Мощность единого культурного организма избавляет китайцев от чрезмерной озабоченности поиском своей личностной идентификации, это позволяет им быть в отличие от западного человека очень естественными, непосредственными. Расслабленность и миролюбивость являются одним из важных факторов, формирующих мощь нации: мягкое превозмогает твердое, нежность превозмогает силу (Лао Цзы). Китайцы живут настоящим моментом, им не присуща вечная спешка и погоня за временем – время в китайском понимании является неким неограниченным ресурсом. Такое отношение ко времени позволяет в более полной мере наслаждаться жизнью и наиболее эффективно использовать настоящее, не испытывая вечное неудовлетворение под давлением еще не реализованных целей и невыполненных задач. Одновременно китайцы являются невероятно трудолюбивым народом, при этом труд - это не напряжение, не превозмогание себя, а продолжение игры, по прежнему приносящей радость. Человек достигает мастерства в любом деле лишь если это дело доставляет ему радость. Комбинация расслабленности с трудолюбием, сосредоточенностью на настоящем делает китайцев настоящими мастерами в любом ремесле, делает труд эффективным и инновативным.

Превосходство групповых ценностей над индивидуальными способствует интеграции общества, его эффективному функционированию как на уровне государства, так и на уровне суборганизаций - его составляющих. Китайцы создают по-настоящему сплоченные группы, отношения в которых строятся на очень крепких связях, и на способности каждого отдельного индивидуума подчинять свою деятельность целям группы. Такая сплоченность создает благоприятный насыщенный эмоциональный климат, который придает силы группе, делает усилия более скоординированными. Стремительное развитие китайской экономики во многом обеспечено именно сплоченностью нации, подчинению функционирования общества единой национальной идее на всех уровнях иерархии общества. При этом китайский коллективизм не ведет к недостатку личностного развития - он ведет к меньшей личностной браваде, и сосредоточению усилий на достижении целей, будь то цель коллектива, либо индивидуальная цель.

Китайская культура по сравнению с остальными является очень эмоциональной. Эмоции, делающие психическую активность более интенсивной, играют важную роль в системе коммуникаций китайского общества. Эмоции оказывают большое значение на отношения между людьми, на организацию и поведение индивидуумов. Эмоциональная насыщенность отношений интенсифицирует и расширяет диапазон обмена информацией между людьми, делает отношения более глубокими и интересными, позволяет создавать крепкие, устойчивые связи. Коллективизм культуры, важность эмоционального взаимодействия, являются причиной того, что в системе любых отношений, в т. ч. и экономических, важную роль играет личный контакт, эмоциональная связь между субъектами отношений.

Психология китайца очень непроста. Оставаясь по-детски непосредственной, психическая активность китайца может быть «много-векторной» - будучи искренне доброжелательным по отношению к кому-либо или чему-либо, китаец может реализовывать свою «недоброжелательную» стратегию, и при этом заботится о том, чтобы противник не потерял свое лицо в случае поражения. В отличие от западного человека, который часто стремится к тому, чтобы выглядеть в глазах других умным или творческим, и поэтому создает вокруг себя некий образ. Китайцы, оставаясь внешне очень простыми и естественными, взращивают в себе глубинную мудрость, которая является обыденной частью личности, проявляется в их отношении к жизни, к той или иной ситуации, и отражает бесконечную мудрость, присущую китайской культуре.

Образование занимает очень важное место в системе ценностей китайца. Психологии китайца присуща ярко выраженная природная тяга к знаниям. Ни в одном книжном магазине мира нельзя увидеть такое количество глубоко погруженных в чтение людей, как книжных магазинах Китая. Поступление в хороший университет - это мечта каждого китайского школьника. Будучи по своей природе достаточно творческими и инновативными для создания собственных ноу-хау, китайцы по-детски любопытны и открыты для восприятия внешних знаний, идей, технологий. Это является одной из причин того, что открытие экономики КНР внешнему миру, развитие глобализационных процессов, привели к интенсивному перенятию Китаем всех технологий, которые оказываются более эффективными, чем созданные внутри страны.

Исторически в Китае имело место совместное существование двух противоположных по своей философии религий: Конфуцианства, в основе которого лежала идея общества, правил отношений в нем и традиций, и Буддизма, основная идея которого заключается в постижении конечной реальности бытия, осознании иллюзорности и обусловленности всех внешних форм. Не смотря на то, что на сегодняшний день основным богом в Китае является Мао (и эта религия постепенно теряет свою силу), культуре по-прежнему присуща конфуцианская традиционность, высокая мораль, на ряду с буддисткой глубиной ощущения мира и пониманием природы вещей.

В Китае, как нигде чувствуется, что культура - это нечто живое. С точки зрения цивилизационно-исторического мирового процесса, Китай на сегодняшний день - это огонь, в который глобализация подбрасывает сухих дров канущей в лету западной цивилизации. Китай активно перенимает достижения Запада, способные повысить эффективность функционирования экономики, обогатить культуру. В отличии от Европы, которая находится на закате своего развития, или США, которые являются лишь материальным продуктом европейско-еврейской культур, растерянной славянской цивилизации, потерявшей ориентиры движения, или конфликтного арабского мира, Китай - это по-прежнему живая культура, имеющая полутора-миллиардный человеческий потенциал, уходящий корнями в глубины пяти-тысячелетней цивилизации жизненный заряд, нация, которая имеет все предпосылки для стремительного прогресса. Похоже, что китайский дракон только просыпается, и невероятно быстрое развитие Поднебесной, которое восторженно и немного испуганно наблюдает весь мир – это пламя вырывающееся из его пасти!

Также читайте: Максим Трясунов. Глаза Будды

 


Философский клуб "Минерва" 07.2001.

Хостинг от uCoz