комментарии

Кириенко С.
s-j@fm.com.ua

Концепция журнала "Вопросы преподавания философии в высшей школе"

Необходимость создания такого журнала диктуется следующими обстоятельствами:
1. Преподавание в нашей стране есть основной род занятий человека с дипломом "философ" или "Преподаватель философских дисциплин", основная сфера вложения его сил. Во всех вузах высших уровней акредитации философия преподаётся как обязательная дисциплина. Таким образом, если говорить о сообществе философов ("республике учёных" или "философском сообществе", общности между людьми одной профессии) в нашей стране, то это прежде всего сообщество преподавателей. Существует уже немало изданий, в той или иной мере посвящённых собственно философии - тем или иным проблемам или вопросам. В то же время не существует журнала, специально повящённого вопросам преподавания философии в высшей школе. Процесс же преподавания настолько отличается от собственно "научной" деятельности - от исследования философских проблем, что требует отдельного внимания, специального исследования и обсуждения. Традиция такого общественного обсуждения в нашей стране отсутствует. В то же время такое обсуждение было бы вне сомнения интересно всякому преподавателю, неравнодушно относящемуся к своей деятельности (профессиональной).
2. каждый преподаватель имеет тот или иной опыт преподавания той или иной степени ценности. Хотя данный опыт не выливается у них в учебник вроде "Методика преподавания философии", он мог бы быть выражен в виде журнальной статьи или даже группы статей, подвергнут обсуждению.
3. Существующая традиция преподавания философии в нашей стране есть и поныне марксистская традиция, однако время и ситуация принуждают к её (этой традиции) преодолению, или к отходу от неё. Собственно, на месте маркистской упорядоченной философии, внутренне и внешне организованной традиции, в данный момент наблюдается хаос различных мнений и подходов, в том числе в области преподавания философии. Отсутствуют чётко-обозначенные школы, потому студент, изучающий философию как обязательный курс, даже не знает, к которой собственно из многих философских школ он приобщается, не говоря уж об отсутствии у него выбора. Вопрос, что должно входить в курс "философия" в стране, где отсутствует чётко выраженная собственно философская традиция (вроде марксизма) или даже ясно обозначившиеся школы, может быть предметом обсуждения, как и другие подобные вопросы, связанные с неопределённостью ситуации в философии "переходностью" момента.
4. Полезно создать трибуну для студентов, изучающих философию, где ни могли бы высказывать свои впечатления от прослушиваемых курсов и вносить предложения, давать оценку тем или иным моментам преподавания. Это даст возможность создать обратную связь между студентами и преподавателями.

В связи с вышеизложенным предполагается создание журнала "Вопросы преподаваня философии в высшей школе"
предлагается сначала издание осуществлять в электронном варианте, с текущим содержанием рубрик, затем лучшее из электронного номера за определённый период переносить на бумагу.

предлагаются такие рубрики:

1. Рубрика полемики - по злободневным вопросам преподавания философии.
2. критика и рецензии ( относительно учебной литературы) - открытая трибуна рецензий (с цензурой относительно профессиональности)
3. Интерактивная рубрика для читателей, переписка читателей с авторами.
4. Интерактивная рубрика для студентов:
а) подсказки и материалы
б)рейтинг вопросов (преподаваемых в курсах философии), которые:
1)представлялись интересными до прослушивания курса
2)стали интересными в процессе
3)остались интересными после курса
тут исследуется интерес студентов к философским вопросам
в) персональные обращения студентов к преподавателям ( с открытой трибуны)
г)трибуна рецензий курсов для студентов и со стороны студентов
5. Пишем учебник философии - обсуждение статей для потенциального учебника философии для достижения как можно лучшего их уровня, обсуждение возможной структуры курса философии ( и соответственно учебника) и т.д.
6. На заметку преподавателя - новое в мировой философской мысли. Здесь предлагается излагать новые идеи, появившиеся в мировой мысли недавно в виде учебных статей - с обьяснением. То есть помимо самой идеи предлагается также форма её изложения студентам (что часто бывает не проще чем найти идею). Такие сообщения принимаются в форме потенциальных статей учебника философии.
7. методология преподавания философии - то же, что рубрика 6, но относительно всех идей всех времён и народов, которые по мысли корреспондента заслуживают быть преподаннями в курсе философии.
8. Нарочно не придумаешь - проподавание философии богато казусами и юмористическими моментами
9. проблемы цеха (преподавателей)
10 после факультета - судьбы выпускников философских факультетов, их отношение к своей профессии.


контекст

Хостинг от uCoz