вход

хроника

клуб

корзина

мейл

Кириенко С.
s-j@fm.com.ua

К проблеме свободы в философии Шеллинга

1. Свобода ощущается с очевидностью. Но мысль постоянно склоняется к её отрицанию. Это значит, что в ощущении жизни всякий человек полагает свободу, однако, начиная ее мыслить, сталкивается с такими трудностями и препятствиями, которые заставляют её отрицать.

2. Отрицание свободы мыслью приводит к фатализму, который не есть проявление чьего-либо вкуса или склонности, но есть неспособность мысли к "высшему полёту", к мышлению свободы. Фатализм возникает вследствие того, что для определенных задач мышления, для определенного воззрения свобода вообще не есть необходимый элемент.

3. Мышление свободы становится крайне необходимым при попытке решать вопросы нравственные, вопросы добра и зла. Мышление свободы, таким образом, есть признак неравнодушного в нравственном отношении мыслителя. "Немышление" же её есть признак нравственной глухоты.

4. Также тщательное исследование природы приводит нас к вопросам свободы, к пониманию неустранимости свободы из сущности мира. Но таким есть лишь тщательное мышление природы.

5. Мышление свободы есть с необходимостью диалектическим, то есть попирающим мышление обыденное.

 


Философский клуб "Минерва" 07.2001.

Хостинг от uCoz