вход

хроника

клуб

корзина

мейл

Аленькова Ю.В.
julia_alenkova@hotbox.ru

Письма из Минской философской школы

Письмо №2

Здраствуйте, Иван и Павел.

Сегодня мне оказали медикаментозную
помощь путем введения в организм хорошей порции
одесского коньяка "Чайка", голова перестала так жутко
болеть, и я совершила прямое попадание в поле
феноменологического анализа нашего профессора. На мой вопрос он отвечал около 40 минут.
Сегодня мы продолжили говорить об этосе и вышли на
проблему критики субъективистских представлений.
Профессор все же ответил сначала на мой вчерашний
вопрос, и признал, что все-таки возможна трансформаия
этоса. Но в то же время он утверждает, что человек не
может эмансипироваться от этоса. представление о
воможности такой эмансипациивсязано с новоевропейским положением о воле субъекта. Но это приводит к так называемому принципу "утраты родины" (ясно, что здесь
слово"родина" не понимается буквально, а скорее как
укорененность человека в том или ином типе этоса,
когда те или иные способы поведения, привычки
габитуализируются. Габитус связывает людей в форм
доверительности друг к другу). Политический мир не
может игнорировать факт множества культур, множества
этосов. Поэтому профессор против навязывания культурам
незападного типа западных моделей. Он - за то, чтобы
условия демократии вызревали внутри каждой культуры.

Я задала вопрос, не вступает ли, в таком случае,
профессор совоей концепцией в спор с существующими
ныне концепциями глобализации, на что Хельд дал очень
развернутый ответ. Он заявил, что своим вопросом я
попала в точку, и что глобализация является важным
предметом его феноменологического анализа. Прежде
всего, в этом вопросе он опять же выступает, как
противник Хабермаса, который ищет неких "общих норм",
универсалистской морали. Хабермас выдвигает идеал
постконвенциональной морали, которая бы содержала
общее для всех культур. Последняя книга этого
философа "Единство разума во многих голосах" посвящена
как раз этой проблеме. Хельд отрицает возможность
такого "единства" разума, и отрицает глобализацию как
попытку найти эти основания норм универсальной
мировой морали. Таково краткое содержание ответа. но
потом Женя Борисов, глубочайший специалист в области
феноменологии, задал уточняющий вопрос. Возможны два
поинимания глобализации: как выход в единый
универсальный мир и как расширение наших партикулярных
горизонтов. Какой из них принимает Хельд? профессор
сказал, что имнно второй.

Следующая часть наших занятий была посвящена проблеме
свободы мнений и насилия в политическом мире. Граждане
в споре исходят из своих партикулярных миров. Тот, кто
стремится к власти, может пойти двумя путями. С одной
стороны, он может пойти по пути расширения своего
образа мысли, выйти за пределы своего "особого мира",
чтобы услышать иных, с другой стороны, у него может
отсутствовать готовность принимать горизонты других, и
тогда, чтобы утвердить свой горизонт, он прибегает к
насилию. Как этого избежать? Для ответа на этот
вопрос Хельд вводит понятие "айдос" (ударение на "о".
Возникли сложности с переводом этого греческого
термина, и профессор согласился со
словом "уступчивость". Термин трактуется как
удерживание в себе своего внутреннего мира, чтобы дать
возможность проявиться внутреннему миру других, при
этом внимание акцентируется именно на других). ужно,
чтобы айдос превратился в габитс, стал
габитуализированной привычкой. Когда
эта "уступчивость" санет воторой природой, мы защищены
от насилия.

Конечно, это очень краткое изложение лекций и
дискуссий. К сожалению, жара и духота сегодня выше
всяких возможных норм, я с трудом попадаю на нужные
клавиши. Может быть, в другой раз напишу более
подробно.

У нас сегодня была встреча с представителем из
Будапешта, он рассказывал о всяких программах. Думаю,
что Вы о них тоже немало знаете, и также знаете адреса
сайтов, где можно почерпнуть информацию, но на всякий
случай пересылаю их для Вас и Павла.
www.osi.hu/aesd
www.osi.hu/nsd
www.ceu.hu/sep
www.cep.org.hu
Вы с Пашей могли бы поучаствовать в их программах,
даже поехать туда. Много всяческих грандов, стипендий.
Особенно это важно Павлу, пока он не обременен семьей.
Пусть дерзает.

Как поживает философский клуб? Правда, благодаря
сайтам, я многое знаю. Читаю, по возможности, по-
украински Ваши и Пашкины статьи, роздумы. У Паши,
конечно, стиль с претензиями, Ваш более сдержанный.
Знаю также о темах, которые в клубе обсуждаются. Вы
еще не переехали в другое помещение? В той комнатке
было очень уютно. Часто ее вспоминаю. Кстати, привет
воскресному докладчику. Почему у вас так популярен
марксизм?..

В летней школе есть один человек из Одессы, Виктор
Левченко. Он знает Табачковского, так что мы нашли
тему для разговора. Но он не знает о вашем клубе.
Можно ли ему дать адреса, чтобы ознакомился?
Ну вот и все. Завтра заключительная лекция профессора
будет в ботаническом саду.
Спасибо, что пишете мне, несмотря на то, что у Вас
множество забот и проблем. Но, Иван, Вы не выполнили
мою просьбу убрать стихи с сайта. Я еще не готова,
чтобы их читали, хотя Вы и говорите, что мало кто туда
заходит.


До свидания. Пишите.
Юля.


Философский клуб "Минерва" 07.2001.

Хостинг от uCoz