вход

хроника

клуб

корзина

мейл

Грекова Ольга

Авторская кукла

Ребёнок играет в куклы, ребёнок играет с куклой

Кукла для ребёнка - модель и отражение окружающего мира, один из способов познания и контакта с внешней средой. В таком случае, какую роль играет кукла в жизни взрослого человека? Что побуждает нас обращаться к этому образу? Повторяя человека (либо иной объект) и отталкиваясь от него, кукла связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями. То есть, мы в праве заявить, что кукла - это дубль. Дубль человека, животного, духа, некойсущности.

Потребность в создании таких дублей возникла достаточно давно. История куклы насчитывает приблизительно 30-35 тыс. лет. Такова, по приблизительным подсчётам, древность фигурки из мамонтовой кости, найденной в Чехословакии в захоронении Брно-2". Первые куклы были тесно связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения древних людей, и обладали сакральным значением. В дальнейшем из обрядов рождался кукольный театр (Индия и юго-восточная Азия). Позже возникли кукольные христианские представления.

Постепенно кукла сменила религиозно-мистический ореол на светский. Со второй половины XVII в. во Франции кукол стали использовать для демонстрации модной одежды. В конце XVII в. приобрело популярность создание андроидных механизмов, прототипов современных человекоподобных роботов.

И, наконец, кукла получила популярность как игрушка. В середине XIX в., наряду с промышленным подъёмом и экономическим расцветом в Европе, проснулся интерес к духовным потребностям ребёнка и их связи с экономикой. Сейчас мы имеем то, что называется серийной куклой. Это несложная в производстве игрушка, отвечающая представлениям о красоте потенциального покупателя.

Авторская кукла - противовес идеологии конвейерного функционализма. Автор, художник возвращает кукле сакральное значение, только ритуал здесь будет несколько иной. Такой куклой не поиграть, эта вещь находиться вне утилитарно-практического пространства. Она представляет собой объект для созерцания, эстетического переживания, духовного взаимодействия.

Приоритеты, провозглашенные мастерами-кукольниками - это первичность образа, отражение объективного мира через субъективную пластику, символичность языка.

Говоря об авторской кукле, можно условно выделить три аспекта взаимодействия - это символичность, эстетическая и образная сторона.

В любом произведении искусства зритель сталкивается со многими символами, их сочетаниями, комбинациями. Воздействует на зрителя также и материал, и техника исполнения.

Вот мы создаём образ. Сначала на бумаге появляется эскиз, идея. Дальше начинается взаимодействие с ним, то, что я называю общение с образом". Начинаешь думать, как лучше воплотить идею, какой лучше подобрать материал, при чём сам эскиз диктует форму воплощения. Работу не всегда удаётся представить от начала до конца. Иной раз нужно сделать какой-то её этап, остановиться, подумать, а дальше уже и понятно из какого материала, например, шить платье, или какую форму придать башмакам. Ведь не случайно для одной куклы мы выбираем пластик, а для другой вязаное полотно.

Ещё один интересный момент заключается в том, что готовая кукла, часто отличается от образа, запечатлённого на эскизе. Помните сказку о Пиноккио? Только старик начал строгать полено, как оно сразу показало свой норов, мы не говорим уже о том, что деревянный человечек начал щипаться и брыкаться, едва были сделаны его руки и ноги. То же самое происходит и тогда, когда делаешь куклу, от чего-то приходится отказываться, что-то добавлять, сам образ подсказывает как дальше вести работу.

Таким образом, из совокупности многих черт и формируется характер, образ персонажа. Образ же определяет выразительность и силу воздействия. Он тем и отличается от фотографии, живого человека, что в нём мы видим концентрированный слепок с натуры, типизацию определённых черт. Такая типизация доходит до символа. И, что важно, эта метафоричность заставляет работать зрительскую фантазию. Зритель соединяет свой внутренний мир с тем образом, который он видит извне. Поэтому, глядя на одну и ту же вещь, каждый увидит в ней что-то своё, индивидуальное, но близкое именно ему.

А это тоже игра. Взрослая игра со взрослыми игрушками.

10-01-05


Философский клуб "Минерва" 07.2001.

Хостинг от uCoz