Философские ювелирные украшения от Голоты Ивана



Когнитивный плюрализм (КП) является следствием того, что идеология оказывается вплетенной в ткань социального познания (СП). При этом классические идеалы объективности, достоверности, рациональной обоснованности приходят в противоречие с ситуацией КП. Классическая модель научного познания не соответствует современной практике и тенденциям в СП. В то же время можно сказать, что современные тенденции в СП все больше размывают классическую когнитивную модель. Это противоречие можно рассмотреть с двух сторон в зависимости от исходных философско-методологических установок.

С одной стороны, можно предположить, что методология конкретных социальных наук отражает их практику, обобщает основные тенденции, подходы и ориентиры, выдавая в результате некий "слепок".

С другой стороны, несоответствие научной практики определенным познавательным идеалам может означать дезориентацию научной практики, ее подверженность внешним, внекогнитивным ориентирам, а значит утрату своего предназначения. Тогда необходимо вернуть научной практике свою логику и цель.

Можно попытаться синтезировать оба подхода как взаимодополняющие и апеллировать к диалектике. Практика позволяет делать некоторые обобщения, а они в свою очередь служат ориентирами для дальнейшего развития и совершенствования практики. В обобщении выделяется (абстрагируется) то существенное, которое в дальнейшем направляет практику, уточняет ее ход. Абстрагирование включает момент идеализации, и этот же момент оказывается движущим в дальнейшем практическом воплощении новообразованной методологической модели.

Исходя из трех приведенных подходов, можно оценить и соотношение КП с идеалами СП.

В первом случае, практически существующую в науке ситуацию КП нужно обобщить до методологического уровня и придать ей статус современных принципов СП.

Во втором случае, необходимо обнаружить причины отхода от верных методологических принципов и попытаться найти способы преодолеть эти причины.

В третьем случае следует понять саму логику изменения когнитивных ориентаций СП.

Идеологическое наполнение СП противоречит классическим идеалам в том, что делает невозможным поступательное приближение к истине на основании рационального выбора между теориями. Такая ситуация оказывается плюрализмом не просто этапным, временным, но принципиальным, конечным. На КП наука заканчивается и начинается собственно выбор по вкусу, или по какому-то другому внекогнитивному - и в то же время внепрактическому - критерию. Происходит не познание социальной реальности, а ее произвольный выбор. Так современное СП имеет идеологию своим началом и своим концом. И именно ситуация КП есть непосредственное проявление идеологичности процесса и результата СП.

В связи с вышеизложенным также существует вопрос: является ли КП лишь современной ситуацией (тенденцией) в СП, или КП необходимо считать методологическим принципом СП? Решение тут также напрямую зависит от названных философских установок.

 

Все публикации философского клуба

 

Хостинг от uCoz