Философские ювелирные украшения от Голоты Ивана


 

1.Что такое политика?
a. "Общее дело". Путь к лучшей жизни. Представители народа ("делегаты") профессионально совершенствуют общественную систему, решают насущных проблемы. Советское определение государства через всеобщее выражение воли народа.
i. Участие в политике при том есть достойное дело. Гражданский долг, от которого по большому счету не имеешь права уклониться. Система советов как опирающаяся на этот идеал. Ее перерождение в реальном социализме. Близость анархического идеала. Анархокоммунизм как украинская перспектива.
b. "Грязное дело". Арена для самых наглых и жестоких. Насилие как конститутивный стержень политического процесса. Эксплуатация со времен Египта до постиндустриального общества включительно. Никакой "повсеместной гуманизации", происходящей самой по себе, нет. Отчуждение растет. Советское определение государство как машины для подавления одного класса другим.
i. Участие в политике при этом есть шкуропродажничество, проституция. Более того, участие в политике есть в конечном счете совершенствование аппарата для угнетения того, кто это совершенствование создает. Самобичевание в буквальном смысле. Выход: неучастие, отстраненное созерцание или постараться забыть. Возможно ли? Квазиуход. Пассивность, политический "абсентеизм" как поддержка существующего строя. Обреченность на политику. "Если ты не занимаешься политикой, то политика займется тобой". Относительность этой фразы. Обыватель прекрасно обходится.
c. "Нейтральное дело". Компромиссная интерпретация: борьба интересов. Нет правильных и неправильных интересов. Нет плохих и хороших, есть сильные и слабые, успешные и аутсайдеры. Это естественный, природный процесс. Ницшеанство в чистом виде.
i. Участие в политике как нейтральная работа. Берем деньги у тех, кто их имеет. Наращивание профессионализма - игра за слабых игроков.

2. Справедливость как генеральная категория политики, ее цель.
a. Натурализм. Справедливость как верховенство сильнейших: управляют те, кто способен принимать решения и брать ответственность на себя. Всегда остается пассивное большинство (исполнители) и решительное меньшинство (смеющие хотеть многого и готовые идти ради своих желаний на жертвы) (опять Ницше). Иррациональная интерпретация. Сюда вписывается Е.Быстрицкий: разговор о справедливости, когда нет сил молчать. Благоразумное сдерживание позывов к справедливости.
i. Участие в борьбе за такую справедливость влечет жертвование себя и других
b. Трансцендентализм. Справедливость как соответствие социального порядка "сверхприродным" принципам общежития. Рациональная интерпретация.
i. Участие в борьбе за такую справедливость также чревато жертвами. Принципы и идеи выше жизненной биологии.

3. Может ли философ повлиять сегодня на политику?
a. Спасение. Написать "правильную" идеологию. Спасти Украину. Получить доступ к партийным умам и "благотворно повлиять".
b. Заработок. Связка "Идеология и Заказчик" как проблема. Идеология на заказ. Инструмент достижения власти, победы на выборах. У партий нет изначальных идеологических, программных целей. Кроме одной: власть. И производные: финансово-практические. "Политический рынок" как феномен. А Платон, Аристотель, Локк, Гоббс?

 

 

Все публикации философского клуба

 

Хостинг от uCoz