Философские ювелирные украшения от Голоты Ивана


1. Феномен понимания последнее столетие оказался в центре философских баталий. Но нельзя сказать, что "проблема понимания" получила какое-то разрешение. Понятие понимания было "деконструировано", и тем самым оказались размыты границы другого фундаментального понятия - "познание". Философские разговоры о "поисках истины" приобрели статус бредней, финансово не окупаемой болтовни.

2. Понимание истории есть проблема самопонимания человечества, самопонимания каждого конкретного человека. Оно призвано связать прошлое с будущим дабы понимать, как поступать в настоящем. Сам феномен самосознания (индивида или человечества) основывается на такой связи. При этом прошлое нередко пересматривается и переоценивается. Субъекту приходится время от времени понимать себя заново.

3. В историографии и философии истории можно выделить две крайние точки зрения касательно понимания истории, и одну точку зрения "умеренную". Это иррационалистический консерватизм идеологии, рационалистический радикализм утопии, и научный позитивизм и постпозитивизм. При том, что каждая из позиций задаёт свои особенные условия понимания, идеология и утопия имеет универсальным условием понимания идеал, тогда как современная наука такое условие в расчёт не принимает.

4. Идеология и утопия - это две разновидности социально-философской теории. Отличие такой теории состоит в том, что она не только констатирует фактичность (или то, что таковой считается), но и претендует на прояснение должного, идеала. Более того, сама фактичность прошлого и настоящего не может быть понятной, с т.зр. социально-философской теории, вне идеала.

5. Научная теория общества моделирует действительность, в то время как социально-философская теория моделирует должную человеческую деятельность в этой действительности. Собственно, полноценным идеалом является не конечное "правильное" состояние общества, а способ деятельности в каждый конкретный момент настоящего.

6. Наглядной иллюстрацией к тезису о идеале как условии понимания истории является произошедшие перемены в преподавании истории в нашей средней и высшей школе. Долгое время история Украины как отдельный предмет не преподавалась, так как предполагалось, что она была бы непонятной вне истории СССР. Идеалом в данном случае выступало единство Украины и Союза и осознание учащимися УССР нерушимости этого единства. Соответственно, их жизнь должна была посвящаться укреплению мощи страны м противодействию всяческим националистическим поползновениям. Идеалом же истории человечества виделась борьба за установление справедливого общества, устранение эксплуатации. Современная же дисциплина "История Украины" выстраивается таким образом, что все описываемые события оказываются путём к обретению Украиной своей национальной государственности, которая и оказывается идеалом в данном способе понимания: живи как национально сознательный гражданин своей страны.

7. Другим примером невозможности понимания истории вне идеала являются попытки постпозитивистов реконструировать историю науки. Пытаясь доказать культурно-историческую изменчивость образа науки, они тем самым теряют и сам тот предмет, историю которого пытаются воспроизвести. История науки оказывается историей употребления слова "наука".

 

Все публикации философского клуба

 

Хостинг от uCoz