Художественный замысел
Требование сформулированного художественного замысла как предварительного
условия хорошей фотографии основано на представлении о фототворчестве
как рациональной деятельности. Однако рационально-деятельностная характеристика
фототворчества сама по себе как минимум неполна, как максимум - необоснованна.
Сомнительна концепция фотографии как воплощения заранее пред-положенного
образа-образца. Понятно, однако, что такое представление о фототворчестве
весьма лестно для самого "фотоавтора". Он оказывается "Создателем"
того, чего в некотором смысле "еще нет", но что "уже есть"
в "его голове". Фотограф как переводчик ("транслятор")
между Небытием и Бытием: фотографии - знаки и символы их "общения".
Но есть и альтернативный взгляд на фотографию как "высматривание"
мира, нескончаемая попытка застать мир врасплох. В таком случае если и
можно говорить об "идее", "концепции" или "замысле",
то лишь как продукте самодвижения мира, а не умствований или фантазирования
фотографа. Художественный замысел оказывается не "целью" некоторой
рациональной деятельностью, называемой "фотография", а формой
"схватывания" мира. Тем самым фотография оказывается в большей
мере созерцанием, чем деятельностью, отдыхом, чем трудом.
Реальность в фотографии
Еще Платон понимал произведения искусства как "копии копий".
В этом смысле фотография оказывается неким "недобытием", иллюзорной
картинкой, которая не способна подменить живую реальность. Но можно посмотреть
на фотографию и как ситуацию, в которой происходит своеобразное "проявление-реальности-для-меня".
На фотографии проявляется то, на что я смотрел в момент съемки, но чего
не "видел". Тем самым в фотографии я проникаю вглубь реальности:
останавливаю мгновение и пристально "всматриваюсь ему в глаза".
Документальность фотографии
Существует мнение, что фотография - это прежде всего документ, некая "объективная
фиксация настоящего". Так, до сих пор в судопроизводстве фотография
считается уликой. "Объективность" фотографии обеспечивается
механичностью процесса съемки, минимизацией вмешательства автора, по сравнению
с классическим изобразительным искусством. В рамках этого представления
в фотографии всегда важнее "что?", чем "как?" (которое
"объективно" и "механично"). Можно, однако, выразить
и альтернативный взгляд на фотографию. В фотографии всегда важнее "как?",
чем "что?". Даже когда снимок больше документальный, репортерский,
оригинальность и интересность запечатленной ситуации приписываем именно
фотографии и фотографу как ее автору. Так фотограф становится как бы автором
самой запечатленной на снимке ситуации. Однако, "как?" фотографии
- это, прежде всего, авторский, творческий, художественный момент.
Фотография как овладение
Схватывание и фиксация ситуации в снимке - это ведь можно понять и буквально.
Фотография объективирует, опредмечивает. В этом смысле, фотография может
считаться утонченной (или виртуальной) формой насилия. Во многих европейских
странах съемка людей без их разрешения карается законом. Этот же момент
проявляется, когда человек оказывается перед объективом в студийных условиях.
Почему он смущается и зажимается? На этом же построена и работа папарацци
как "охотников за интимом".
Все публикации философского клуба