Философские ювелирные украшения от Голоты Ивана


 

Художественный замысел
Требование сформулированного художественного замысла как предварительного условия хорошей фотографии основано на представлении о фототворчестве как рациональной деятельности. Однако рационально-деятельностная характеристика фототворчества сама по себе как минимум неполна, как максимум - необоснованна. Сомнительна концепция фотографии как воплощения заранее пред-положенного образа-образца. Понятно, однако, что такое представление о фототворчестве весьма лестно для самого "фотоавтора". Он оказывается "Создателем" того, чего в некотором смысле "еще нет", но что "уже есть" в "его голове". Фотограф как переводчик ("транслятор") между Небытием и Бытием: фотографии - знаки и символы их "общения". Но есть и альтернативный взгляд на фотографию как "высматривание" мира, нескончаемая попытка застать мир врасплох. В таком случае если и можно говорить об "идее", "концепции" или "замысле", то лишь как продукте самодвижения мира, а не умствований или фантазирования фотографа. Художественный замысел оказывается не "целью" некоторой рациональной деятельностью, называемой "фотография", а формой "схватывания" мира. Тем самым фотография оказывается в большей мере созерцанием, чем деятельностью, отдыхом, чем трудом.

Реальность в фотографии
Еще Платон понимал произведения искусства как "копии копий". В этом смысле фотография оказывается неким "недобытием", иллюзорной картинкой, которая не способна подменить живую реальность. Но можно посмотреть на фотографию и как ситуацию, в которой происходит своеобразное "проявление-реальности-для-меня". На фотографии проявляется то, на что я смотрел в момент съемки, но чего не "видел". Тем самым в фотографии я проникаю вглубь реальности: останавливаю мгновение и пристально "всматриваюсь ему в глаза".

Документальность фотографии
Существует мнение, что фотография - это прежде всего документ, некая "объективная фиксация настоящего". Так, до сих пор в судопроизводстве фотография считается уликой. "Объективность" фотографии обеспечивается механичностью процесса съемки, минимизацией вмешательства автора, по сравнению с классическим изобразительным искусством. В рамках этого представления в фотографии всегда важнее "что?", чем "как?" (которое "объективно" и "механично"). Можно, однако, выразить и альтернативный взгляд на фотографию. В фотографии всегда важнее "как?", чем "что?". Даже когда снимок больше документальный, репортерский, оригинальность и интересность запечатленной ситуации приписываем именно фотографии и фотографу как ее автору. Так фотограф становится как бы автором самой запечатленной на снимке ситуации. Однако, "как?" фотографии - это, прежде всего, авторский, творческий, художественный момент.

Фотография как овладение
Схватывание и фиксация ситуации в снимке - это ведь можно понять и буквально. Фотография объективирует, опредмечивает. В этом смысле, фотография может считаться утонченной (или виртуальной) формой насилия. Во многих европейских странах съемка людей без их разрешения карается законом. Этот же момент проявляется, когда человек оказывается перед объективом в студийных условиях. Почему он смущается и зажимается? На этом же построена и работа папарацци как "охотников за интимом".

 

 

 

Все публикации философского клуба

 

Хостинг от uCoz