1. Наука - оригинальный западноевропейский опыт познания: просвещение естественным светом разума природы. Различение теории и практики закладывает основание западноевропейской культуры, и в частности - культуры мышления. Умозрительный характер теории, подразумевающий устранение телесности в качестве "несовершенного". Умосозерцание как непосредственная доступность Абсолютного - апофеоз теории.
2. Опыт познания в западноевропейской культуре вытесняет опыт телесности. Чувство, истолкованное как эмоция, "подтягивается" к разуму, в авторитарном свете которого обретает ту или иную ценность: из трезвого восприятия жизни (изначальный смысл) превращается в "захваченность поверхностью".
3. Устранение опыта телесной привлеченности как автономного пути постижения бытия сопровождается переинтерпретацией практики. От демиургической мистериальной практики-творчества, практики-игры - к практике как отстраняющей от опыта познания (практик как недотеоретик), и затем - к "практике-выверению" как оправданию абсолютного перед относительностью потребностей человеческой жизни. Техническая эволюция системы "общество-природа" как доминирующая схема интерпретации практики.
4. Истолкование практики в качестве упорядоченного накопления технического взаимодействия с природой позволяет увидеть науку как систематическую фиксацию коллективной практики. Однако общественные потребности, направляющие практику, сами в конечном счете определяются опытом познания, который в результате переинтерпретации практики оказывается безосновательным. Теория фиксирует практику. которая сама направляется теорией: perpetuum mobile диалектики.
5. Идеология, имеющая теоретическую природу, но практическое происхождение
и практическое же предназначение, оказывается единственной доступной западноевропейской
культуре формой воссоединения теории и практики. Идеология как единый
конгломерат "смысл-значение-сила-власть" позволяет обществу
абсолютизировать собственную относительность: теоретическая окончательность
покрывает практическую незавершенность. Эволюционирующая практика общественной
жизни имеет условием своей возможности актуализированную систему ценностей,
конституирующую в то же время и теоретическую сферу.
Все публикации философского клуба