Философские ювелирные украшения от Голоты Ивана



1. Процесс плюрализации социального знания заключается в пропаганде принципа несопоставимости инструментов и результатов социального познания. В методологической литературе несопоставимыми и несоизмеримыми предлагают считать теории, понятия, парадигмы, исследовательские подходы, познавательные парадигмы. Различный исследовательский инструментарий порождает различные же исследовательские результаты. В свою очередь различные теоретические предпосылки приводят и к различным эмпирическим результатам.

2. Смысл плюрализации социального познания в культивировании ценности различия как условия сохранения наукой эвристического потенциала. Единство предполагает унификацию, отказ от одного во имя другого. Оно больше не рассматривается как форма существования истинного знания. Унификация связывается с обеднением, догматизацией, ограничением творческих возможностей. Различие же - как толерантное отношение к инакомыслию в науке.

3. Предпосылки плюрализации социального познания имеют прежде всего социальный характер. Сама терминология - плюрализм, толерантность, инакомыслие - не просто социально нагружена, но имеет социально-идеологическое происхождение. Это ценности, в соответствии с которыми живет современное западное общество. В соответствии с ними же это общество пытается переконструировать науку как свою часть. В особенной мере это касается именно социального знания, которое имеет наиболее непосредственное влияние на общественные процессы и в то же время обладает наиболее сильным мировоззренческо-идеологическим весом по сравнению с другими науками.

4. Обоснование плюрализации социального познания преимущественно осуществляется на основании анализа внутренней логики науки. В крайних случаях доказывают отсутствие собственно "внутренней" логики, демонстрируют ту или иную меру подчиненности социальных наук общественным процессам. В более умеренных случаях исследуется соотношении теоретических конструктов и эмпирических результатов, структуру теоретических обоснований и доказывают отсутствие логической чистоты, непротиворечивости.

5. Проблематичность плюрализации социального познания в окончательном размытии критериев и границ научности, устранении возможности пользоваться различием "истинное-неистинное" знание, распадении социального знания на все большее колличество разрозненных и взаимобезразличных дисциплин, подходов, теорий. Один из способов переформулировки этой проблемы - через феномен все большего доминирования прикладной науки над фундаментальной.

 

 

Все публикации философского клуба

 

Хостинг от uCoz