Философские ювелирные украшения от Голоты Ивана



Отзыв на заседание от 01.07.2001
Присутствующих 11 человек.

Философия власти в столь жаркий день пошла, что называется, “на ура”. Ростислав -- докладчик со стажем — пришел с докладом, прописанным от первой до последней строчки, и тем самым в очередной раз подтвердил свой высокий профессиональный уровень. Философствовать можно, конечно, о чем угодно. И члены клуба оказались большими мастерами по этой части, если иметь в виду под философствованием разговаривание без всякой перспективы умолкнуть. Возможно, это так же своеобразное стремление к власти?..

Ростислав в своем докладе затронул почти все возможные проблемы власти: здесь присутствовала и онтология, и антропология, и теория познания, и социальная философия и, конечно же, метафизика. В таком разнообразии каждый почувствовал себя вполне компетентным: активности участников не было предела. Главной особенностью доклада Ростислава было стремление настолько широко истолковать феномен власти, насколько это вообще возможно. При всякого рода подобных попытках их автор оказывается перед угрозой размывания (вплоть до полного исчезновения) той категории, которая поддается такой расширительной интерпретации. Категория власти могла стать неконструктивной, иначе говоря — перестать обозначать хоть что-нибудь определенное. Кажется, докладчику удалось избежать подобных крайностей. По крайней мере, хочется в это верить, пытаясь до конца продумать один из центральных исходных тезисов доклада: власть — это предел бытия. Действительно, вряд ли категория власти теряет свое содержание только оттого, что она перестает отсылать к субъектности. Если о господстве мы можем говорить лишь относительно мира людей, то власть оказывается самостоятельной характеристикой бытия и в то же время остается сама собой.

Другим важным моментом доклада было выстраивание оппозиции “логическое – семантическое”, отсылающей слушателей, в первую очередь, к аналитической философии. Как известно, одним из центральных пунктов программы этого философского направления было стремление к окончательному очищению языковых форм от всякой конкретной семантики, которую аналитики считали принципиально случайной. Известно также и то, что данный проект не получил сколь-нибуть внятного завершения. Тому называлось много причин. И вот Ростислав дал свое объяснение этой неудачи аналитической философии, использую при этом категорию власти. По мнению докладчика, сами логические формы базируются на тех или иных семантических постулатах, что можно продемонстрировать еще аристотелевскими рассуждениями относительно природы и происхождения основных логических законов. Уже Стагирит понимал их небезусловностъ, хоть и пытался других убедить в обратном. Вероятно, в самом этом факте также не обошлось без специфически проявленной властной позиции всякого бытия, и в первую очередь -- профессионального бытия философа (которому нужно кушать, но при этом не хочется работать). Семантические постулаты лежат в основании не только языковых, но и культурных форм. Собственно то и другое делает беспочвенной надежду на некое мистическое “полное понимание”, якобы возможное между людьми или обществами, культурами. И те и другие оказываются принципиально непроницаемы для “понимающего вторжения”. Вероятно, единственным выходом из такой ситуации может быть лишь та самая толерантность: терпимость, смирение, мир. Таков представлений докладчиком вариант “доброго релятивизма”.

Некоторым участникам крайне не понравились (и показались весьма подозрительны) все эти рассуждения о мире без понимания и терпимости без общих оснований для таковой. По сему поводу и разгорелась ожесточенная дискуссия, в каждый следующий момент грозящая выйти из-под контроля и перейти в непредусмотренные клубом формы взаимодействия. Но все же диспутанты мобилизовали все остаточные явления толерантности и решили освежиться, перенеся вторую часть дискуссии на Труханов остров. Подкупив соответствующих напитков, клубящиеся двинулись на природу, где весьма быстро были решены все теоретические проблемы. По этому поводу можно лишь пожелать, дабы полупляжный вариант заседаний философского клуба стал доброй традицией. Всем же приходящим на заседания не мешает, на всякий случай, брать с собой комплект купальных принадлежностей.

 

 

Все публикации философского клуба

 

Хостинг от uCoz