Философские ювелирные украшения от Голоты Ивана


 

Сегодня нам было предложено рассмотреть проблему свободы в философской концепции конкретного мыслителя. И это хорошо: хотябы потому, что опыт общения с серьезными философскими текстами никогда не может быть излишним. Даже так называемые "класические" тексты именно потому и являются таковыми, что обращение к ним необходимо на протяжении всей жизни того, кто ощущает себя "влюбленным" в мышление, в мудрость. Но в то же время именно книжность, академизм чаще всего оказываются главным упреком непосвящённого в тонкости академизма человека- так называемого обывателя. И поскольку последнее время я все больше чувствую себя этим самым обывателем, мне хочется попытаться представить в данном случае его точку зрения и попытаться найти в его позиции рациональное зерно.

Итак, действительно, нужно признать, что свобода издревле является предметом неустанных размышлений, и в том числе в части ее познаваемости. Как возможно существование свободы, если все явления мира познаваемы лишь в качестве необходимостей разного рода? Что же тогда со свободой этой самой делать? Она ведь нечто принципеиально противоположное природной необходимости, и даже, будучи, в соответсвии со всем извесным высказыванием, вовремя осознанной, необходимость превращается из собственно природной во внутреннюю, то бишь специфически человеческую, так сказать сверхестественную. Как же при этом мы можем утверждать, что в мире существует какая-то свобода? Тот же Кант не делал таких опрометчивых суждений и, насколько я понимаю, само понятие природы конструировал, исходя из того, что за пределы необходимостей никакому природному явлению или процессу "выскочить" никак нельзя. Нет, следовательно, в природе никакой свободы, а что и можно характеризовать как нечто, выходящее за пределы ее власных полномочий, но остающееся в рамках природы, так это так называемые случайности. Хотя, кажется, об этом Кант не писал... Короче говоря, у Канта найти свободу иначе как в области человеческой моральной жизни нельзя.

Хотя какие-то нетипичные для непосвященного обывателя получаются у меня замечания... Засорена моя голова книжными обрывками, даже точку зрения здравого смысла презентовать как следует не могу!.. Ладно, вернусь к поставленной задаче: что для нормального человека значит свобода, а тем более проблема свободы? (Думаю, никто не будет спорить, что философа нормальным человеком считать ни в коем разе нельзя и крайне вредно для общества?..).

Когда, где и при каких условиях я как обыватель сталкиваюсь со свободой - хотя бы своей собственной - как с "проблемой"? Прежде всего приходит на ум, конечно, ситуация "лишения свободы". При этом, правда, надо заметить, что обыватель-то редко когда способен что-то такое утворить, чтобы его этой самой свободы лишили, и к тому же не "условно"... Ну ладно, допустим все же, попадаю я в тюрьму, от которой вроде бы и не зарекался... Попал я туда, сижу, значит, а скорее стою, так как сидеть просто негде, и думаю о том, что теперь для меня моя свобода - это вроде бы как "проблема", а свобода других при этом становится даже предметом зависти. Действительно, в такой ситуации свобода предстает передо мной в совершенно другом свете - она оказывается для меня предметом вожделения, может быть - обожания, ну и весьма вероятно -- сожаления. Сожаления о тех причинах, которые привели меня в камеру. На это, собственно, и рассчитано наказание "лишением свободы". Но может, вероятнее, возникнуть просто сожаление о том, что я поймался, и впредь должен действовать осмотрительнее. Ну да не в этом дело. Свободу я могу, что называется, оценить, я могу ее почувствовать, но это ведь совершенно не означает, что свобода для меня окажется собственно "проблемой". Лишившись свободы, я просто обнаружу - как бы "оголю" - свое представление о ней, свое подспудное к ней отношение. Но изменит свое отношение к свободе в подобной ситуации далеко не всякий. А из этих "не всяких" лишь часть спросит: а вообще - есть ли свобода, или это одна из тех полезных для индивидуума выдумок, без которых человеческий род не смог бы жить? А уж тем более найдется мало людей, которые спросят самих себя: что же такое, черт подери, эта свобода?!. Мне кажется, что именно переход от ощущения практического недостатка свободы действий к попытке понять ту ситуацию, когда я оказался в таком мире, в котором должна бы быть свобода, и даже есть ее косвенные признаки, да и самоощущение человека как бы включает в себя свободу, но доказать ее толком или как-то внятно помыслить нельзя - вот что важно. Но это уже именно тот момент, когда обыватель обнаруживает в себе мыслителя. А до этого обыватель остается "при своем уме", то есть не отвлекается от непосредственной жизни и ее проблем, пытаясь их решать с как можно меньшими затратами, в том числе и интеллектуальными.

Конечно, свобода может оказаться для меня проблемой через ощущение не только ее недостатка, но и ее чрезмерности. Есть основания полагать, что последнее в наше время становится все более актуальным. Те же наркотики как глобальная проблема человеческого развития - что это, как не попытка совладать с собственной своодой?.. Или убежать от неё... Так или иначе, свобода оказывается проблемой, когда её или слишком мало, или слишком много. Но при этом сколько же свободы будет "в самый раз" - тоже сказать никто не может... Может поэтому для мыслящего человека свобода - по крайней мере, его персональная свобода - является проблемой постоянной?.. Причем такого рода проблемой, которая не может быть решена увеличением или уменьшением свободы. Потому что не понятно, насколько эту самую свободу нужно расширить или до каких пределов сузить... Опираться в данном случае только на свои желания или интуитивное ощущение комфорта?.. Не думаю, что человек, ощутивший всю проблематичность своей свободы, будет после этого продолжать так доверять себе... Невольно приходится задумываться над тем, что же за штуку такую под привычным названием "свобода" я собираюсь для себя расширять (тем более, ведь почти наверняка знаю, что это расширение мне все равно пзднее боком вылезет). И вот если я начну "крутить" эту свободу по всякому и спрашивать себя о сущности и первопричине, трансендентном и имманнентном, смерти стоя и жизни на коленях - то уж наверняка до самой свободы в практической жизни, из которой, собственно, и взял свою проблему свободы, я никогда уже не доберусь... Я кому-то буду решать проблему свободы на теоретическом уровне, а мне тем временем кто-то другой решит ее на уровне практическом... То есть я, конечно, не признаю это решением и скажу, что все это низко и недостойно... Но все же, в конечном счете, тот, ктожаждет "помыслить" свободу, а не дай бог еще и "до конца", тот наверняка обречен до конца своих дней вмысливаться в предмет своего обожания (оно же вопрошание). Те же "другие", которые ограничиваются достижением условий, при которых о свободе можно не думать, используют ее по полной программе, не стесняясь беря "за рога" и за все остальное. Таким образом, вот эта самая свобода рефлексировать оказывается настоящей проблемой, как по мне... Свобода думать о свободе или забыть о ней. Правда, для последнего нужно еще очень хорошо в жизни поработать, но сама такая возможность есть. Я свободен в том, оставаться ли мне в принципиально нескончаемых рефлексиях на тему свободы и ее "условий возможности", или принять как факт ее существование, причем существование такой, какой она мне сейчас видится, и действовать в соответствии с этим самым - пусть авторским - видением. Тем более, что в действительности никакого особого видения такого и нет, а есть один инстинкт свободы - инстинкт, который говорит: вперёд! Или: замри! а иногда и: подумай! Но уж здоровый инстинкт никогда не скажет: рефлексируй, и когда дорефлексируешся до полного конца, только тогда можешь "рыпаться"... но потом сразу же опять начинай рефлексировать, так как ситуация изменилась, и тебе ее опять нужно помыслить.

Вот на этом я и хотел бы окончить свое замечание относительно позиции обывателя в отношении проблемы свободы, мне было бы удобнее считать, что это просто сконструированная позиция, которая ко мне имеет очень условное отношение, но на этот счет, вероятно, не мне решать. В проблеме рефлексировать над свободой или нет я - до поры до времени - выбираю последнее. Хотя другим этого делать не советую...

 

Все публикации философского клуба

 

Хостинг от uCoz